пятница, 15 июня 2012 г.

Некоторые социально-психологические факторы, определяющие поведение спортсменов

Спортивная деятельность является одним из видов социальной деятельности, направленной на совершенствование человека посредством занятий спортом, на удовлетворение его интереса к спорту, достижение высоких спортивных результатов, повышение престижа своего коллектива, команды, а в соревнованиях международного класса — и престижа своей Родины. Естественно, что для понимания сути этой деятельности необходимо понимать причины, побуждающие человека к той или иной деятельности.

Согласно марксистской концепции, такой социальной категорией является потребность — то, что необходимо человеку, хотя эта необходимость может полностью и не осознаваться. Потребности являются не только личной, но также и общественной категорией, так как они формируются обществом, всем укладом общественной жизни и социальным окружением. Так, «спортивная» обстановка в школе может в значительной степени повлиять на формирование у многих школьников потребности к занятиям спортом, такое же воздействие может оказать и спортивная обстановка в семье. Но следует отметить, что сам факт появления потребности к занятиям физическими упражнениями во многом зависит и от врожденной расположенности к этим занятиям.

Все многообразные потребности человека подразделяются на три относительно самостоятельные группы:

материально-биологические — те, которые поддерживают индивидуальное и видовое существование человека;
социальные, выражающиеся в потребности человека достичь определенного места в обществе, заниматься какой-либо общественной деятельностью;
идеальные, или духовные, выражающиеся в желании расширения познаний окружающего мира, личного совершенствования.

Спортивная деятельность может служить удовлетворению всех трех групп потребностей. Например, процесс выполнения упражнений (плавание, передвижение на лыжах, спортивная игра и т. д.) уже сам по себе удовлетворяет биологическую потребность в двигательной активности, повышая уровень развития физических качеств, делая человека более ловким, более сильным и выносливым.

Занимаясь спортом, человек удовлетворяет свою потребность в общении, достижении определенного успеха, социального признания, популярности.

Духовные потребности удовлетворяются в процессе занятий спортом путем получения новых знаний о спорте, об окружающем мире, о своих возможностях, так как спортивная деятельность помогает человеку познать также самого себя, свои силы.

Потребности как социальная категория обладают двумя важными свойствами:
1) они никогда не могут быть удовлетворены полностью. На смену удовлетворенным потребностям приходят новые. Например, как только спортсмен достиг определенного результата, этот результат для него становится уже привычным, и он стремится к новым достижениям;
2) хотя потребности являются не только личной, но и общественной категорией, так как формируются под влиянием окружающей социальной среды, для каждого человека существует свое определенное индивидуальное сочетание потребностей, что и характеризует индивидуальную неповторимость личности. Именно такое сочетание потребностей и определяет то, что принято называть «стилем» жизни, ценностную ориентацию человека.

Ценностная ориентация спортсмена определяет собой избирательное отношение к материальным и духовным ценностям. Правильная ценностная ориентация ведет к тому, что в поведении спортсмена нравственные, коллективистские мотивировки преобладают над индивидуалистическими стремлениями. Без формирования правильной ценностной ориентации к занятиям спортом, к интересам коллектива, команды эффективного управления спортсменом быть не может. Следует отметить, что категория ценностей тоже может в процессе занятий спортом подвергаться эволюции в связи с возрастным и социальным развитием личности спортсмена. Так, если для начинающего спортсмена ценностью будет собственно процесс занятия - спортом, то для разрядника этого уже мало, для него несомненная ценность — достижение успеха в соревнованиях, для спортсмена высокого класса несомненной ведущей ценностью является также и престиж, и в известной мере ряд благ, которыми он пользуется благодаря показанным результатам.

Ценности формируются у человека также в значительной степени под воздействием окружающей среды. Правильная постановка воспитательной работы в коллективе способствует преобладанию духовных ценностей над материальными, а излишнее применение методов материального стимулирования, как правило, приводит к искажению ценностной ориентации.

Ценностная ориентация спортсмена во многом определяет другой важный показатель его личности — мотивы поведения. Мотив — это внутреннее побуждение к деятельно¬сти, которое является как бы энергетическим внутренним зарядом, стимулирующим активность человека изнутри и направленным на достижение нужной для него ценности. В отличие от потребности мотив, как правило, человеком осознается. Ведущую роль в формировании мотивов действий человека играют социальные факторы, условия жизни. Исследования, проведенные в этом направлении А. Ц. Пуни и его сотрудниками, показали, что мотивация к занятиям спортом имеет сложный характер и определяется как возрастными особенностями спортсмена, его личностными качествами, так и окружающей спортсмена средой.

Человек занимается спортом, руководствуясь самыми различными мотивами — желанием стать сильнее, быстрее, выносливее, достичь определенного спортивного результата, а вместе с ним и признания в группе людей (школе, на работе, в институте и т. д.), наконец, просто тем, что данный вид спорта ему нравится и он предпочитает его всем остальным и т. д. В деятельности тренера выявление истинного мотива, который движет тем или иным поступком спортсмена, очень важно, так как позволяет выбрать заранее необходимые методы управленческого воздействия. Естественно, что спортсмен, мотивирующий свои действия успехами команды или группы, требует одних, а спортсмен, стремящийся к достижению только личного успеха,— других методов воздействия.

Мотивация к занятию спортом отличается не только по своему характеру, но и по силе ее проявления. Без высокого уровня мотивации к процессу выполнения упражнений, участию в соревнованиях и т. д. спортсмен не может достичь высоких результатов. Правильная методика подготовки, рациональное планирование участия спортсмена в соревнованиях, направленное на то, чтобы он постоянно добивался определенных успехов, моральная поддержка тренера укрепляют мотивацию, поражения на соревнованиях, применение неправильных методов руководства, перегрузки на тренировках — ослабляют ее.

Под воздействием потребностей, ценностей, мотивов, а также и других факторов (в частности, эмоций) формируется определенное состояние спортсмена, которое принято называть установкой. Согласно теории Д. Н. Узнадзе, под установкой следует понимать психофизиологическое со¬стояние человека, отражающее степень его готовности к той или иной деятельности. Установка создает целевую направленность на достижение желаемого результата, даже если он достигается ценой потерь в какой-либо другой области.

Распространяя свое влияние на различные системы организма, установка приводит к его мобилизации, содействует повышению устойчивости к различным сбивающим факторам.

Например, длительный процесс подготовки к ответственным соревнованиям с соблюдением строгого спортивного режима, подчинением всего уклада жизни подготовке к этим соревнованиям спортсмен может выдержать только при условии создания у него предварительно достаточной сильной установки на высокий спортивный результат. В формировании установки велико значение социальных факторов. Значительная, а часто и ведущая роль в формировании установки спортсмена принадлежит, конечно, тренеру, а на уровне спорта высших результатов — также и психологу команды.

Формирование неадекватной (не соответствующей ситуации и возможностям спортсмена) установки приводит, как правило, к конфликтам в команде, к снижению уровня спортивных результатов.

Следует различать стратегические и тактические установки. Первые призваны формировать общую направленность деятельности спортсмена, общий мобилизационный уровень и целеустремленность на достижение результата, а вторые — направленность действия в конкретной ситуации. Например, при общей установке на выигрыш спортсмен может формировать в данном конкретном забеге установку не на победу, а на занятие второго или третьего места. Могут быть и другие тактические установки, например, у спортсмена перед заплывом формируется установка на возможно более качественное выполнение каждого гребка и поворот, что в конечном итоге будет содействовать повышению уровня спортивного результата.

Важным фактором, определяющим поведение спортсмена, являются эмоции — «ощущения, только окрашенные ь положительные, отрицательные или нейтральные тона» (В, Д, Парыгин, 1971),

Эмоции как специфические психические механизмы являются одним из способов отражения действительности в сознании человека. Изучению эмоций и их природы посвящено значительное количество работ как у нас в стране, так и за рубежом.

Физиологическую основу эмоций, согласно учению И. П. Павлова, составляет безусловная рефлекторная подкорковая деятельность.

Все многообразные эмоции подразделяются на две группы:
1) возбуждающие, или стенические (радость от победы на соревнованиях, удовлетворение от хорошо проведенной игры и т. д.);
2) тормозящие, или астенические (неуверенность в успехе, разочарование при неудачном выступлении и т. д.). Первые являются положительными, стимулирующими деятельность спортсмена, дающими как бы приток энергии; вторые — отрицательные, они угнетают нервную систему, преждевременно истощают энергетику, снижают спортивный результат.

Чаще всего в основе эмоции лежит соотношение между потребностью, с одной стороны, и степенью и вероятностью ее удовлетворения — с другой. Чем выше потребность, тем больше эмоциональная напряженность. Если эта потребность удовлетворяется, то человек испытывает положительные эмоции, в противном случае они становятся отрицательными и тем более сильными, чем больше разница между потребностью и степенью ее удовлетворения.

Важную роль в возникновении положительных или отрицательных эмоций играет, по мнению П. К. Анохина, специфический механизм предсказания результата действий — акцептор действия, на основе функции которого эмоция может появиться еще до совершения действия. Если вероятность достижения цели велика, возникает положительная, стимулирующая эмоция, если она мала — отрицательная, угнетающая деятельность спортсмена. Например, такое явление иногда наблюдается; у боксера еще до начала боя, у борца — до начала схватки и т. д.

Причинами положительных или отрицательных эмоций могут быть также ощущения, возникающие у спортсмена как во время выполнения упражнений, так и после окончания их, при этом мышечная боль, чувство утомления и т. д. часто являются как раз положительными эмоциями, стимулирующими спортсмена к напряженной деятельности, сигнализирующей о необходимости напряженной работы.

Положительные эмоции могут вызываться контактом со средой (в процессе плавания, передвижения на лыжах, гребли в лодке).

Источником положительных или отрицательных эмоций являются также такие факторы, как поведение или отношение тренера, товарищей по команде и т. д.

В спортивной деятельности полностью избежать отрицательных эмоций невозможно, но к этому следует все же стремиться, так как наше поведение в значительной степени основано на стремлении продлить положительные эмоции и «обойти» источники отрицательных. Весь тренировочный процесс, проведение соревнований должны организовываться таким образок, чтобы они в основном были источником положительных эмоций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий