пятница, 15 июня 2012 г.

Социально-психологическое воздействие на команду.

Для того чтобы командой эффективно управлять, на нее следует оказывать постоянное воздействие не только с помощью тренировочных нагрузок, но и посредством некоторых социально-психологических методов руководства, доступных тренеру. При этом решаются такие задачи:

формирование передового мировоззрения, повышение уровня мотивации и формирование ценностного отношения к занятиям спортом;
содействие формированию рациональной структуры поведения;
регуляция психического состояния спортсмена.

Для решения каждой из этих задач используются свои методы.

Формирование передового мировоззрения у спортсмена осуществляется различными воспитательными методами, среди которых видное место занимают встречи с участниками Великой Отечественной войны, передовиками производства, выдающимися спортсменами, коллективные посещения кинофильмов с последующим их обсуждением, диспуты по прочитанным книгам, посещение лекций специалистов-международников и т. д.

Формированию ценностной ориентации в спорте содействуют торжественное посвящение в члены коллектива, проведение торжественных спортивных ритуалов, чествование видных спортсменов, знакомство начинающего спортсмена с традициями коллектива.

Большое значение в формировании ценностных ориентации спортсмена имеет совпадение декларативного и действенного в личности тренера. Если поведение тренера совпадает с теми принципами, которые он провозглашает, то, как говорит Н. М. Амосов (1978), происходит «экстраполяция правды через авторитет, бездоказательное восприятие информации как истины», работает «программа доверия», спортсмен верит тренеру на слово. Если декларативные установки тренера расходятся с его поведением, у спортсмена включается «программа сомнений», требующая подкрепления слова делом, доверие к тренеру падает, а следовательно, и снижается эффект социально-психологического воздействия на спортсмена.
Следует отметить, что успех действий тренера в формировании личности спортсмена возможен при условии, если сам спортсмен стремится к этому, исходя из чего главным в воспитательном воздействии является формирование у спортсмена постоянной установки не только на физическое, но и на социальное, моральное, этическое самоусовершенствование.

Повышение уровня мотивации к занятиям спортом достигается за счет квалифицированного проведения учебно-тренировочных занятий, создания положительного социального климата в команде, организации учебно-тренировочного процесса и соревнований таким образом, чтобы содействовать росту спортсмена, стимулирования его положительной деятельности, организации и проведения различных матчевых встреч, мемориалов, организации поездок на дружественные встречи со спортсменами из других городов и т. д.

Одним из важных факторов в спортивной деятельности является поведение спортсмена. Тренер должен уделять последнему вопросу значительное внимание, применяя такие методы, как разъяснение, убеждение и принуждение, в зависимости от отношения спортсмена к занятиям и его поведения на тренировках и в быту. Отношение спортсмена к поставленным задачам может быть активно-положительным, индифферентным, пассивно-отрицательным и активно- отрицательным. 

Спортсмен соответственно: а) стремится решить задачу; б) одобряет предложение тренера, но не стремится его реализовать; в) безразличен к решаемой задаче; г) отрицательно настроен, но ничего по этому поводу не предпринимает; д) противоборствует реализации задачи. Естественно, что в первом случае достаточно только просьбы, во втором — объяснения важности задачи для коллектива и спортсмена, в третьем — напоминания и стимулирования, в четвертом — убеждения спортсмена в необходимости и целесообразности предлагаемых действий, в пятом — принуждения спортсмена к нужным действиям и, если это требуется, наложение взыскания и проведение специальных воспитательных мер.

Социально-психологическое воздействие тренера на команду или спортсмена осуществляется благодаря авторитету и престижу. Авторитет определяется должностным положением тренера и его административной властью, престиж— личностными качествами тренера: его идейностью, целеустремленностью, компетентностью, способностью жертвовать личными интересами ради общего дела.

Авторитет и престиж являются функциями ситуации, сложившейся в спортивном коллективе или команде. Это значит, что они зависят от того, насколько высок социальный и спортивно-технический уровень коллектива. Чем выше последний, тем выше по профессиональной подготовке должен быть тренер, чтобы иметь достаточный престиж.

Только одно должностное превосходство не может обеспечить достаточного управленческого воздействия и, наоборот, попытка повысить свой престиж, опираясь на должность и власть, приводит к снижению престижа и к конфликту. Поэтому с повышением должности тренер обязан развивать свои личностные качества таким образом, чтобы авторитет и престиж находились в гармоническом сочетании. )

В связи с ростом психической напряженности в процессе подготовки и соревнований в настоящее время в спорте все большее распространение получают методы регуляции психического состояния спортсмена, к которым относятся методы физического и методы психического воздействия (Б. А. Вяткин, 1978; А. В. Алексеев, 1979; Б. Кретти, 1978).

Массаж и самомассаж. Используются в качестве дополнительного средства снижения психической напряженности.

Разминка и легкая тренировочная нагрузка могут ослабить нервное напряжение, так как вызывают легкое утомление. Но при этом система упражнений должна быть строго индивидуализирована.

Самостимуляция и самомобилизация спортсмена на тренировке и в соревнованиях заключаются в том, что спортсмен внушает себе или отдает мысленно приказание типа: «сделать еще 10 сильных гребков!», «сильное отталкивание!» и т. п.

Стимулирование действий спортсмена путем агрессивного воздействия на него со стороны тренера (жесткие замечания, выговор, и т. п.) перед соревнованием. Спортсмен, не имея возможности ответить тем же тренеру, переадресовывает реакцию на противника, в связи с чем более активно участвует в соревнованиях.

Внушающее воздействие тренера. Установлено, что психическое состояние тренера может трансформироваться на спортсмена. Поэтому внушение, сделанное тренером спокойным, уверенным голосом, снимает у спортсмена напряжение, придает ему чувство уверенности.

Аутогенная тренировка. В основе этого метода регулирования психического состояния лежит связь между первой и второй сигнальной системами. Спортсмен, повторяя слова-формулы самовнушения, добивается нужного психического состояния. В СССР метод аутогенной тренировки с успехом использовался в ряде видов спорта, в том числе при тренировке гребцов. Метод может быть эффективным при условии его длительного (несколько недель) применения как индивидуально, так и в группах из 6—8 спортсменов под наблюдением специалиста-психолога.

Секундирование — коррекция действий спортсмена или команды на соревнованиях. Этот метод используется в боксе, спортивных играх и др. Его основная задача — формирование у спортсмена установки на конкретные действия в данной конкретной ситуации.

Эффективность применения этого метода зависит от опыта тренера, его интуиции, степени психологического влияния на спортсмена, уровня доверия спортсмена к тренеру, степени внушаемости спортсмена, а также от той формы указаний, которые дает тренер.

Указанные и другие методы регуляции психического состояния должны использоваться тренером с учетом типа высшей нервной деятельности спортсмена. Например, если для лиц с сильной нервной системой, мало тревожных, эмоционально мало возбудимых эффективными будут стимулирующие действия, основанные на жестких замечаниях, то для лиц со слабой нервной системой, высокотревожных и легко возбудимых наиболее приемлемыми методами регуляции психического состояния будут внушающие воздействия тренера, дыхательные упражнения, предварительное планирование действий и т. д. Основой для выбора и применения того или иного метода психической регуляции являются рекомендации специалиста-психолога.

На эффективность управления спортивной командой оказывают влияние такие факторы:

1) эмоциональная уравновешенность тренера и устойчивость структуры его поведения, что создает у спортсменов чувство уверенности в себе и способствует формированию отдаленных целей. Неустойчивая структура поведения тренера заставляет спортсменов все время менять стереотипы поведения, что приводит к излишней напряженности;
2) адекватность социально-психологических установок тренера по отношению к спортсменам, что способствует объективной оценке их деятельности и повышает эффективность последней. Неадекватность установок приводит к необъективной оценке спортсменов, предвзятости, что снижает эффективность действий команды;
3) стабильность статусов и ролей, что создает устойчивость положения спортсмена в команде, способствует развитию чувства уверенности. Неопределенность статусов, наоборот, приводит к возникновению у спортсмена чувства неуверенности в своем будущем, ведет к лишнему психическому напряжению, невротизму;
4) соответствие стилей руководства и уровня организации команды, что улучшает взаимодействие тренера с командой. Команда с высоким уровнем сознательности и организации лучше будет воспринимать демократический, а слабо организованной команде необходим авторитарный стиль руководства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий