Методика обучения игре

Обучение игре в футбол начинается со знакомства с правилами игры и характером действий игроков, после чего переходят к изучению основ техники и тактических действий. Одновременно приступают к развитию необходимых для футболистов физических качеств. Главным на этом этапе является постепенность в обучении и подведении к игре. Здесь основную роль играют подготовительные подвижные игры, когда формируется умение выполнять игровые приемы в сложных условиях соревнования и одновременно решаются задачи достижения высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств, приобретаются необходимые теоретические знания.

Начинать обучение следует с тех приемов, которые послужат основой при изучении остальной техники. Так, овладение ударом серединой подъема облегчает изучение всех других ударов.

Первоначально внимание занимающихся акцентируют на основных элементах движения. Например, при выполнении ударов занимающиеся прежде всего должны научиться правильно ставить опорную ногу.

Вначале изучаемый прием выполняют на небольшой скорости передвижения и без сопротивления соперника, затем подключают активного соперника, увеличивают быстроту действий, для чего используют соревнования и специальные игровые упражнения. Занимающихся нужно учить «приспосабливать себя к мячу», т. е. выполнять прием в любых, самых сложных, условиях.

Обучение ударам по мячу надо проводить в следующей последовательности: удар серединой подъема, внутренней стороной стопы, внутренней, а затем внешней частью подъема и, наконец, удар носком.

Одновременно с ними изучают и остановки мяча. Вначале упражнения выполняют в парах, сочетая удар с остановками подошвой. Если у занимающихся не получается упражнение в целом, то преподаватель дает задание производить удар с двух-трех шагов по неподвижному мячу, сосредоточив внимание на постановке опорной ноги и положении бьющей ноги в момент удара.

По мере усвоения удара по неподвижному мячу нужно приступать к изучению удара по мячу, движущемуся навстречу. Только после этого целесообразно перейти к изучению удара в движении самих занимающихся.

Как только будут усвоены удары с места и в движении по неподвижному и катящемуся мячу, можно начинать изучение ударов по летящему мячу.

Примерные упражнения для изучения и совершенствования ударов и остановок:

1. Удары по подвешенному мячу или по мячу, находящемуся на веревочке в руках игрока.

2. Удары в стенку с остановкой и без остановки отскочившего мяча.

3. Упражнения в парах: один игрок посылает мяч низом, другой отправляет его по воздуху (с остановкой и без остановки).

4. Удары в цель, изображенную на стене, с расстояния 15—20 м. Отскочивший мяч надо остановить или выполнить удар без остановки.

5. Удар в ворота по летящему мячу. Бьющий игрок располагается перед воротами в районе штрафной площади и выполняет удар по мячу, летящему из-за ворот, который набрасывает руками партнер. Удары выполняют из различных точек. Для упрощения выполнения удара разрешают остановку мяча.

Обучение ударам по мячу головой начинается с изучения удара лбом, а затем удара боковой частью головы. Выполняют их вначале по подвешенному мячу, а потом по мячу, подброшенному партнером. По мере овладения этими ударами надо переходить к изучению удара в прыжке по подвешенному мячу и наброшенному партнером или преподавателем, затем с сопротивлением соперника.

Основная ошибка при выполнении этого удара — несогласованность действий ног, туловища и головы. Чаще всего раннее разгибание ног опережает движение туловища и головы. В этих случаях занимающийся осуществляет удар только движением головы, что не позволяет послать мяч сильно.

Изучая удары головой с детьми и подростками, во избежание травм следует использовать облегченные мячи.

Для развития более точной координации движения и выработки точности удара головой следует включать в занятия упражнения с теннисными мячами.

Примерные упражнения:

1. Удары головой по мячу, стоя у стенки.

2. Передачи головой в парах, уменьшая и увеличивая расстояние между партнерами, не давая мячу упасть на землю.

3. Четыре-пять игроков располагаются по кругу, и один — в центре круга. Игрок, находящийся в центре, ударом головы направляет мяч поочередно всем игрокам. Те возвращают мяч.

4. Удары головой в ворота. Два игрока с мячом располагаются сбоку от ворот, остальные — в двух колоннах за ними. Стоящий у ворот игрок выбрасывает мяч вперед-вверх, на него набегает игрок, стоящий в колонне, и ударом головы направляет мяч в ворота и т. д.

5. Игра в волейбол ударами головой.

Дальнейшее совершенствование ударов головой протекает в игровых упражнениях: «Три на три», «Пять на пять» и, наконец, в двусторонней игре.

Обучение ведению мяча и обводке начинают с ведения мяча по прямой на бегу, подталкивая мяч короткими ударами, одной ногой или попеременно обеими. Скорость бега при этом постепенно увеличивают.

По мере овладения ведением мяча по прямой надо переходить к изучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек. В дальнейшем расположение стоек и порядок обводки можно видоизменить.

Следующий этап — ведение мяча при сопротивлении противника. Вначале соперник дает возможность обводить себя, затем все более активно стремится отобрать мяч у ведущего.

Совершенствование ведения мяча с обводкой противника следует проводить в таких игровых упражнениях, как «Два против трех», «Три против четырех», «Четыре против пяти» с различными заданиями (например, игрок не имеет права произвести передачу мяча, не обведя одного-двух соперников). Дальнейшее совершенствование в ведении и обводке проходит в игре.

При изучении и совершенствовании техники защиты необходимо воспитывать умение отбирать мяч, не нарушая правил игры.

Тактические действия в нападении нужно разучивать параллельно с тактическими действиями в защите.

Обучение начинают с выбора места без мяча, а потом с мячом, рационального использования ударов и финтов.

По мере освоения индивидуальных тактических действий переходят к обучению групповым взаимодействиям. Главная цель заключается в достижении взаимопониманий между игроками.

Вначале обучают взаимодействию двух нападающих против одного защищающегося. По мере усвоения вводят второго соперника, затем число атакующих и обороняющихся увеличивают. По такому же принципу осуществляется обучение взаимодействию защитников.

Овладение тактическим мастерством необходимо начинать с изучения простых действий, которые в дальнейшем усложняют и объединяют в комплексы тактических комбинаций.

При изучении и совершенствовании групповых тактических действий в защите необходимо обращать особое внимание на умение своевременно подстраховывать партнера и согласованно действовать при смене мест нападающими соперниками.

Основное место при изучении и совершенствовании тактических действий занимают игровые упражнения (в кругу, квадрате, прямоугольнике различных размеров) «Трое против двух», «Четыре против трех», «Четыре против двух», «Пятеро против четырех» и т. д. С помощью этих упражнений приобретается умение правильно выбирать место, организовать защиту против численно превосходящего соперника и совершенствуется взаимопонимание между игроками. Размеры круга, квадрата, прямоугольника увеличивают в зависимости от количества участвующих в упражнении.

Одновременно с разучиванием и тренировкой отдельных тактических комбинаций создают и осваивают варианты выполнения так называемых стандартных положений (начальный удар, штрафные, угловые и т. д.).

После того как игроки овладели основными индивидуальными действиями, приобрели теоретические представления о тактике игры команды, нужно приступить к изучению тактических систем. Первыми изучают нападение быстрым прорывом и личную защиту.

В учебных играх не следует сразу ставить трудные задачи. В них сначала разучивают функции игроков, основные элементы взаимодействия и принципы перехода от нападения к обороне и наоборот.

Системы игры осваивают в учебной двусторонней игре. При ее проведении важно:

— до начала игры на специальном макете дать указания каждому игроку, звену линии и команде в целом;
— в ходе игры, остановив игроков, указать на ошибки и несколько раз повторить правильное решение;
— после игры провести теоретический разбор игры, анализ допущенных ошибок и положительных моментов при активном участии игроков.

Составной частью учебно-тренировочного процесса являются различные игры. Они служат средством совершенствования всех компонентов футбола и могут иметь различную направленность.

Пример игры для развития физических качеств:

«Передача мяча в квадрате» (4 против 1, 6 против 2, 8 против 3). Поле для игры 20х20 м. Длительность игры до 20 мин.

Цель игры: большая группа игроков передает мяч друг другу, а меньшая пытается завладеть им.
Содержание игры. При перехвате мяча игроком меньшей группы происходит смена местами. Перехвативший мяч занимает место игрока, допустившего ошибку, а тот идет на место водящего.
Ошибкой считается выход мяча за линию квадрата, если мяч передается по воздуху или не по кругу.

Варианты:
1. Определить количество касаний по мячу. 
2. Игра ведется двумя мячами. Добавляется водящий, которому поручается посылать второй мяч игроку, у которого есть мяч.
3. Определяют способ передачи мяча.

Величина поля зависит от количества игроков и их подготовленности.

Пример игры для обучения и совершенствования тактических действий:

«Семь против семерых». Две команды по семь человек с одними стандартными воротами, защищаемыми вратарем, играют на одной половине поля. Длительность игры до 45 мин.

Цель игры: четыре защитника и три полузащитника защищают ворота против трех нападающих, трех полузащитников и одного защитника. Атакующая команда стремится забить мяч в ворота, защищаемые вратарем; защищающаяся команда старается сорвать атаку и перевести мяч через центральную линию поля.

Содержание игры. Начинается игра выбиванием мяча к центральной линии. Нападающая команда, завладев мячом, ведет атаку на ворота, пытаясь забить мяч. Если ей это удается, она получает 3 или 4 очка. Если защищающейся команде удалось отобрать мяч, она начинает атаку, чтобы с помощью передач мяча, ведения и обводки дойти до централь¬ной линии и не далее 1 м перекатить через нее мяч. За это защищающаяся команда получает 1 очко. Нападающая команда при потере мяча переключается на выполнение оборонительных функций, пытаясь помешать перевести мяч через центральную линию.

При занятиях футболом с детьми нужно обязательно придерживаться следующих методических положений:

1. Не следует стремиться возможно быстрее научить детей играть в футбол в ущерб всесторонней физической подготовке, но в то же время не нужно и чрезмерно увлекаться общей физической подготовкой, уменьшая долю специальных упражнений.

2. В одном занятии не рекомендуется решать сразу много учебных задач и изучать больше двух новых приемов.

3. Учитывая степень трудности выполнения технико-тактических действий, переходить от одной степени трудности к другой только тогда, когда футболист достиг 80% точности. Например, из 10 ударов ногой восемь попадают в ворота.

В занятии с 8—10-летними мальчиками целесообразно 60% времени отводить на общую физическую и 40% на техническую подготовку. Для 8—10-летних мальчиков из 60% времени, отводимого на физическую подготовку, необходимо 20% времени выделять на скоростно- силовые упражнения и 40% на общеразвивающие упражнения, игры и игровые упражнения, а для мальчиков 11—12 лет это соотношение в физической подготовке соответственно составляет 20 и 50%.

Занятия футболом с 8—10-летними мальчиками рекомендуется проводить 4 раза в неделю: 2 занятия в урочное время по расписанию (по 45 мин) и 2 секционных занятия (по 90 мин). С 11—12-летними школьниками можно заниматься 4 раза в неделю по 90 мин. Внутришкольные соревнования целесообразно проводить на площадке размером 55 х 25, 60 x 40 м. Продолжительность игры — два тайма по 15 мин с перерывом 10 мин для 8—10-летних и 2 тайма по 20 мин с перерывом 10 мин для мальчиков 11—12 лет.

Для более эффективного совершенствования техники необходимо использовать специальное оборудование:

1. Щит наклонный, деревянный, передвижной (2 шт.); размеры: высота 2 м, ширина 2 м 50 см. Предназначается для совершенствования игры «в стенку», приема мяча, ударов в ворота ногами и головой.

Щиты можно устанавливать перед воротами в различных направлениях и с различными углами наклона, что обеспечивает неодинаковую траекторию полета мяча после отскока от щита. Благодаря этому создаются самые разнообразные ситуации для приема мяча и выполнения ударов в ворота.

Использование щитов позволяет успешно развивать дифференцировку усилий, быстроту и точность выполнения передач, приема мяча и ударов в ворота в сложных ситуациях.

2. Батут наклонный, раздвижной (2 шт.); размеры: высота 2 м 50 см, ширина 2 м 57 см. Используют его для совершенствования всех способов ударов по мячу ногами и головой, а также приемов и переводов мяча.

Изменение угла наклона батута обеспечивает отскок мяча с самой различной траекторией полета.

3. Корзина металлическая, переносная (3 шт.); размеры: высота 1 м 50 см, диаметр верхнего обода 2 м. Используют ее для совершенствования точности передач, вбрасывания мяча, выбрасывания для вратаря и пространственно-силовой дифференцировки.

Тренирующийся стремится попадать мячом в корзину, расположенную на коротком, среднем и длинном расстоянии.

4. Стойка для подвешивания мячей (5 шт.); размеры: высота стойки сменная до 2 м, длина кронштейна 2 м 50 см. Предназначена она для совершенствования ударов по мячу ногами, головой (без прыжка и в прыжке), кулаком (для вратаря) и воспитания прыгучести.

5. Рама с подвесными подвижными чучелами (1шт., 6 чучел); размеры: высота Зм 90 см, длина рамы 12 м. Используют для совершенствования ведения мяча, обводки, обманных движений, воспитания быстроты реакции, скорости движений, двигательной сноровки и внимания.

6. Ворота перекидные, переносные (2 шт.); размеры: высота 2 и 1 м, ширина 3 м. Используют для совершенствования точности ударов ногами и головой, а также приема мяча (защиты ворот) ногами, туловищем, головой.

7. Ворота низкие (1 шт.); размеры: высота 1 м 20 см, ширина 7 м 32 см. Их используют для совершенствования точности низких ударов в ворота.

8. Ворота малые (1 шт.); размеры: высота 1 м 20 см, ширина 1 м 50 см. Предназначаются для совершенствования точности низких передач на короткие и средние расстояния.

9. Стойка для съемных колец переменной высоты (5 шт.); размеры: высота до 3 м, диаметр кольца от 0,5 до 2 м. Применяют для совершен-ствования точности высоких передач, крученых ударов и ударов головой.

10. Стойка для обводки, металлическая, обернутая пенопластом (12 шт.); размеры: высота 2 м, диаметр 36 мм. Используют ее для совершенствования ведения мяча, обводки, обманных движений. Может быть использована и в тренировке ударов по воротам. Для этого стойки расставляют в зоне приема мяча в различном порядке.


1 комментарий: