пятница, 15 июня 2012 г.

Психологические тесты в практике тренера

В психологии диагностика осуществляется несколькими методами. Один из таких методов — наблюдение за деятельностью испытуемых в естественных для них условиях. Этот метод использует подавляющее большинство тренеров в своей работе. К сожалению, метод наблюдений страдает тремя существенными недостатками. Во-первых, ценность наблюдений целиком зависит от опытности наблюдателя (тренера). Во-вторых, ценность наблюдений определяется в значительной степени их длительностью, что может противоречить основной задаче отбора, ибо .при отборе зачастую тренер имеет дело как раз с незнакомым контингентом испытуемых. Наконец, в-третьих, результаты наблюдений плохо поддаются количественной обработке.

Совсем иначе обстоит дело с методом диагностики посредством психологических тестов, который не имеет указанных выше недостатков. Тесты представляют собой относительно простые и краткосрочные испытания, нацеленные на диагностику психических функций или психических качеств личности.

Рекомендуя ряд тестов, подробное описание которых дано ниже, мы исходили прежде всего из их надежности, простоты и доступности. При этом нам пришлось отказаться от некоторых ценных методик, предлагаемых для обследования футболистов, которые, по нашему мнению, чрезмерно трудны для неспециалистов или требуют довольно сложной аппаратуры. Так, например, весьма интересен метод тахистоскопического обследования футболистов, предложенный чехословацкими психологами Й. Безак и И. Мацак. К сожалению, этот метод требует специального прибора — тахистоскопа и соответствующего навыка работы. Предлагаемые в настоящей работе психологические тесты довольно просты, их проведение и обработка не требуют каких-либо специальных приборов и доступны любому тренеру.

Тест 1. Футбольный гомеостат
Гомеостат — прибор, предназначенный для оценки взаимопонимания (Сыгранности) членов определенной социальной группы. Такой группой может являться, в частности, и футбольная команда.
Выпускаемые промышленностью гомеостаты, помимо значительной стоимости обладают еще одним существенным недостатком, а именно: оцениваемая игровая спаянность группы лишена спортивной специфики. Поэтому мы предлагаем читателю самодельную конструкцию футбольного гомеостата.


Обычный мяч для настольного тенниса плотно стягивают веревочным кольцом, под которое продевают концы бечевки или лесы и завязывают их на кольце. Другие концы остаются свободными, причем число их должно соответствовать числу одновременно испытуемых, но не менее четырех. (Надо помнить, однако, что с возрастанием числа испытуемых время выполнения тестовой задачи резко возрастает.)

Группа испытуемых нестабильна, и тренер по своему усмотрению может производить замены при повторных испытаниях.

Описание теста. На большой стол помещают лист плотной бумаги, закрепленный кнопками, на котором изображено футбольное поле с двумя воротами и центром. Кружочками различного цвета отмечено местонахождение игроков «своей» команды и команды противника. Игра начинается с центра поля. Задача — забить гол в чужие ворота. Согласно условиям задачи, пас невозможен, если между двумя собственными игроками расположен чужой игрок. Передача на выход партнера в данной задаче не проигрывается и, стало быть, не засчитывается. Оценка успешности действий испытуемых выносится на основе времени, которое необходимо группе для того, чтобы справиться с задачей. Обычно для этого используется секундомер, фиксирующий начало игры и момент взятия ворот противника.

Попутно тренер наблюдает за поведением каждого из испытуемых (подсказки партнерам, возмущение непонятливостью партнера и т. д.).

Движения мяча по столу осуществляются следующим образом. Все испытуемые располагаются вокруг стола (если испытуемых четверо, то по углам стола), и каждый из них берет в руку свободный конец нити, длина которого не должна превышать 1,5—2 м. По свистку судьи, натягивая концы нитей, группа начинает передвигать мяч только по прямым линиям в нужном направлении. Направления движения мяча будут тем более отличаться одно от другого, чем менее сыгранна группа, а поэтому на решение задачи будет требоваться соответственно больше времени. В самом начале игры мяч помещен в центр поля, где кружочком изображен один из «своих» игроков. Диаметры кружочков (игроков) примерно соответствуют диаметру мяча.

Перед проведением теста надо провести тренировку на пустом столе для того, чтобы овладеть техникой совместного передвижения мяча по прямым линиям. Конечно, такая техника довольно проста, но все же требуется некоторый навык, ибо направление движения мяча представляет собой равнодействующую всех сил, прилагаемых ко всем концам нитей. Время тренировки, необходимое для овладения групповым навыком прямолинейной передачи мяча из одной точки в другую, может явиться, в свою очередь, подготовительным и дополнительным тестом, предваряющим основной тест на групповую сыгранность. Правда, в данном случае речь идет скорее не о коллективной тактике, а о коллективной координации, что также наблюдается в футболе (принятие паса от партнера,передача мяча партнеру, отпасовка мяча собственному вратарю и т..п.).

На рис. 1. показана одна из возможных ситуации на модели футбольного поля в предложенном для практического пользования тесте «Футбольный гомеостат».

Тест 2. Тренажерный игровой тест

Тренажерный игровой тест (ТИТ) дает возможность ранжировать испытуемых по целому ряду признаков: двигательной активности, индивидуальной и групповой тактической эффективности действий, дисциплинированности игроков во время игры. Он позволяет также выделить посредством наблюдения за игрой лидеров среди нападающих.

Поскольку и физическая нагрузка, и эмоциональный накал во время проведения теста весы- ма интенсивны (пульс испытуемых достигает 1.90—200 уд/мин), ТИТ может быть использован как средство разминки.

Описание теста. Тренажерный игровой тест представляет собой психологическую модель любой спортивной игровой ситуации, ибо содержит все важнейшие психологические компоненты коллективной спортивной игры: двигательную активность, тактику поиска победы, экстренные реакции, высокий темп, интенсивные эмоции. Оптимальное количество участников в ТИТе составляет семь человек. Данное количество подобрано чисто эмпирически посредством многочисленных коррекций и модификаций теста. Точно так же эмпирически сконструированы и все прочие правила теста. Участники игры делятся на шесть нападающих и одного защитника. Психофизиологические данные защитника должны быть несколько выше данных нападающих. Поэтому, например, в ДЮСШ лучше всего поручать защиту детям более старшего возраста.

При проведении ТИТа в футбольных командах, видимо, целесообразно поручать роль защитника вратарю команды либо наиболее резкому и инициативному нападающему. Игра длится два тайма по 5 мин. каждый. Между таймами— трехминутный перерыв. Во время перерыва целесообразно заменить защитника, ибо даже для очень тренированных спортсменов быть защитником всю игру — задача чрезвычайно трудная.

Каждый нападающий имеет собственного судью, который следит только за данным нападающим, не обращая внимания на остальных.

Правила игры состоят в следующем. Защитник становится на линию. Он не может передвигаться, т. е. отрывать обе ноги, хотя ему разрешается производить выпады вперед либо отступать на шаг назад. Каждый из нападающих стремится коснуться защитника рукой, за что получает очко. За касание головы защитника, за касание ниже пояса и за переход черты хотя бы одной ногой нападающий штрафуется двумя очками. В свою очередь, защитник пытается дотронуться до нападающего, за что получает два очка. Защитник также не должен касаться головы нападающего, иначе штрафуется двумя очками. Если защитник и нападающий касаются друг друга одновременно, например при встрече рук, то защитник приобретает, а нападающий теряет очко, ибо засчитываются оба касания. Таким образом, встречное касание засчитывается всегда в пользу защитника.

Цель игры — набрать как можно большее число очков. Если соревнуются группы, то цель игры в том, чтобы набрать большее число очков группе нападающих в целом. Активность нападающих оценивается тем выше, чем больше число касаний до защитника.

Коэффициент тактической эффективности вычисляется так. Допустим, число касаний до защитника составило 50, а число касаний защитника до нападающего— 10. Тогда эффективность тактики нападающего равна 10 X 2=20, 50 — 20 = 30, 30 : 50=0,6 .

Тест 3. Альтернативная тактическая задача

Более общим неспецифическим тестом для выявления тактической одаренности является альтернативная тактическая задача (АТЗ).

АТЗ целесообразно применять в первую очередь при отборе новичков, когда тактическое мышление лишено еще чисто футбольной направленности. Однако следует все же заметить, что мы применяли АТЗ и для оценки тактических способностей у футболистов трех команд класса «Б» в 1969 г. При этом коэффициенты ранговой корреляции между нашими оценками тактических способностей игроков и оценками со стороны тренеров составляли 0,68, 0,62, 0,44.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что АТЗ можно применять и при обследовании классных футболистов, но лишь в комплексе с другими тестами, оценивающими тактические способности.

Описание АТЗ. В интервале между числами 1 и 1024 (210) экспериментатор задумывает любое натуральное целое число. Испытуемый должен найти это число за наименьшее количество проб. Оценка тактической одаренности тем выше, чем меньше проб потребуется испытуемому для решения задачи. Правила игры при этом следующие. Перед испытуемым находится чистый лист бумаги, на котором он пишет первое число (первая проба). Если при второй пробе испытуемый приблизится к искомому числу хотя бы на единицу по сравнению с первой пробой, то экспериментатор ставит после второй пробы знак «плюс», а в противном случае — знак «минус». Например, число, которое задумал экспериментатор, равно 783. Допустим далее, что- первая проба испытуемого — 500, а вторая — 600. Тогда после 600, согласно правилам игры, следует поставить плюс, ибо разность 783—500 больше разности 783—600.

Рассматриваемая задача только по видимости носит математический характер. На самом же деле успешность ее решения целиком зависит от тактических способностей испытуемого. Оптимальное число проб, за которое решается задача, никогда не превышает 20 и не может быть менее 11 (кроме случайных попаданий). В среднем же число проб колеблется от 15 до 17.

Время на обдумывание каждой пробы не должно превышать 15 сек., иначе проба считается использованной и в протоколе против соответствующего номера пробы ставится прочерк.

Трудность АТЗ состоит в том, что учитывается не арифметическая, а только алгебраическая разность чисел. Например, искомое число равно 753. 1. 500, 2. 600 +, 3. 700 + , 4. 800 + ... Знак «плюс» после четвертой пробы поставлен потому, что алгебраическая разность, т. е. разность без учета знака, 800—753 меньше разности 700—753, ибо 47 меньше 53.
В качестве иллюстрации решения задачи приводим один из протоколов.

Ватульян В.— мастер спорта, команда «Цемент» (Новороссийск) .

X 828.
1. 500 2. 600 + 3 . 700 + 4. 800 + 5. 900 — 6 . 850 + 7. 825 + 8 . 820 4 9. 821+ 10 . 822 + 11. 823+ 12 . 824 + 13,—(просрочил время). 14.— (просрочил время). 15. 830+ 16. 835— 17. 834+ 18. 833 + 19. 832+ 20. 831 + 21.— (просрочил время) 22. 826+ 23. 827 + 24. 828 (решение найдено).

На большом количестве испытуемых (96 чел.) мы вычислили коэффициент ранговой корреляции между оценками тактических способностей, вынесенных на основе ТИТа и АТЗ. Этот коэффициент оказался равным 0,41, что указывает на умеренную корреляцию между этими тестами. Такой факт становится понятным, если учесть, что в ТИТе мышление носит действенный, мышечный характер, а в АТЗ тактические способности испытуемых проявляются лишь в умственных операциях, как, например, у шахматистов.

Тест 4. Оценка уровня притязаний.

Одним из основных свойств личности футболиста является его уровень притязаний. Он может соответствовать, а может и несоответствовать техническим, тактическим и физическим возможностям футболиста. При неадекватном, т. е. не соответствующем возможностям, уровне притязаний футболист вступает в частые конфликты и с тренером, и с товарищами по команде. А частые конфликтные ситуации приводят нередко к тому, что спортсмен вовсе бросает занятия футболом. Поэтому важно научиться психологически диагностировать неадекватный уровень притязаний, который может наблюдаться у отдельных футболистов.

Основным симптомом неадекватного уровня притязаний является стремление спортсмена во что бы то ни стало избегать неудач, которые в таких случаях подрывают веру в самого себя. Сталкиваясь с решением различных задач, спортсмен во всех таких, случаях выбирает либо наиболее простые задачи, либо наиболее трудные. Этот выбор вполне понятен, ибо решение легких задач гарантирует от неудачи, а решение чрезмерно трудных извиняет за неудачи. На этом и основана методика .теста, оценивающего уровень притязаний.

Описание теста. В течение 30 мин. экспериментатор предлагает группе испытуемых тренироваться в набрасывании колец на колышек с различных расстояний. После получасовой тренировки между испытуемыми проводится соревнование на основе следующих правил:

1. Испытуемый сам выбирает расстояние до колышка, откуда он способен набросить на него не менее 50% колец, т. е. 50 колец из ста.
2. Кольца, наброшенные сверх 50%, не учитываются при подведении результатов.
3. Места, занятые в соревновании зависят от выбранного расстояния: чем больше расстояние до колышка, тем выше место.
4. Испытуемые, не забросившие 50% колец, составляют группу аутсайдеров. Место в группе аутсайдеров тем выше, чем выше процент наброшенных колец.
5. При одинаковом проценте наброшенных колец место в группе аутсайдеров тем выше, чем больше расстояние до колышка.

После окончания эксперимента испытуемых можно оценивать по уровню притязаний. При таком ранжировании уровень притязаний испытуемого тем адекватнее, чем ближе число наброшенных колец к 50% от общего числа набрасываемых. Очевидно, группа аутсайдеров характеризуется в целом неадекватным, чрезмерно высоким уровнем притязаний, причем эта неадекватность выступает тем отчетливее, чем ниже место испытуемого в данной группе.

Более осторожного подхода требует оценка тех испытуемых, которые вошли в группу лидеров, но набросили на колышек количество колец, значительно превышающее 50%. Таким испытуемым может быть свойствен как чрезмерно высокий, так и чрезмерно низкий уровень притязаний, ибо выбор испытуемым короткого расстояния до мишени может быть следствием стремления избежать неудачи либо следствием неуверенности.

Тест 5. Оценка волевых способностей

Современный футбол предъявляет высокие требования к волевым качествам личности. Одним из таких качеств является способность к волевым усилиям.

Для оценки способности к волевым усилиям может быть использован волевой дыхательный тест (ВДТ).

Описание теста. ВДТ проводится в два этапа. На первом этапе испытуемые соревнуются между собой на длительность задержки дыхания при глубоком выдохе. Среднее время задержки дыхания при глубоком выдохе колеблется от 20 до 40 сек. Время задержки дыхания при выдохе не зависит от жизненной емкости легких, как, например, при вдохе, а целиком определяется устойчивостью (выносливостью) испытуемого к увеличению концентрации углекислоты в крови и снижений) концентрации кислорода. Спустя сутки проводят второй этап тестирования. Испытуемым предлагают максимально улучшить собственные результаты, показанные накануне. Поэтому место в соревновании определяется уже не абсолютным временем задержки дыхания, а процентом приращения повторного результата к первоначальному результату. Например, если испытуемый на первом этапе задержал дыхание на 30 сек., а на втором этапе — на 40 сек., то приращение будет:


Вполне очевидно, что о правилах соревнования на втором этапе тестирования испытуемые должны узнавать только перед началом повторного опыта. Иначе в первом опыте они не будут выкладываться до конца.

Было бы, однако, ошибочным полагать, что обладание даже весьма ценными психическими качествами автоматически обеспечит успех в футболе, ибо этот успех зависит как от психологических, так и от непсихологических факторов. Например, очевидно, что футболист высокого класса должен обладать изрядной выносливостью и филигранной техникой. Но оба эти фактора никак не выявляются при психологическом обследовании. Поэтому применять психологические тесты на спортсменах следует лишь в тех случаях, когда тренер стремится найти недостатки спортсмена именно психологического характера, которые тормозят в настоящем или могут тормозить его деятельность в будущем. Подобные задачи обычно возникают при отборах абитуриентов в ДЮСШ, а также при анализе спортивных неудач отдельных спортсменов.

2 комментария: