Вопросы управления спортивными командами в настоящее время привлекают внимание социологов, психологов, спортивных педагогов.
С точки зрения системного подхода любая спортивная команда может рассматриваться как искусственно созданная система, предназначенная для решения определенных задач: обучения начинающих спортсменов, базовой подготовки, достижения высоких спортивных результатов, достижения определенного результата на конкретных соревнованиях и т. д.
Любая спортивная команда как система, предназначенная для решения определенных задач, состоит из двух подсистем — управляющей (тренер или тренеры) и управляемой, или результирующей (спортсмены). В командах высокого класса сложность их структуры возрастает, добавляются подсистемы обеспечения, контроля и др.
Все команды вне зависимости от вида спорта могут быть определены как целостные или суммативные системы. Целостные команды — это такие, в которых результат достигается за счет непрерывного взаимодействия их членов между собой (спортивные игры), суммативные — это команды, в которых общий результат является суммой личных результатов (легкая атлетика, лыжный спорт и др.) и отсутствует взаимодействие между всеми ее членами в момент соревнований.
Управление той или иной командой, естественно, имеет свои особенности. Если процесс подготовки целостной команды обязательно предполагает отработку соревновательного взаимодействия и это взаимодействие между спортсменами является зачастую решающим фактором успеха, то процесс подготовки суммативных команд предполагает в основном формирование социально-психологического взаимодействия.
Однако каждая спортивная команда представляет собой в первую очередь малую социальную группу. Малая социальная группа — это совокупность людей, объединенных в пространстве и времени, имеющих непосредственные контакты и действующих совместно, А каждая социальная группа характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально-психологические связи между ее членами.
Соотношение между формальной и неформальной структурами команд не всегда и не на всех уровнях подготовки команды одинаково. Исследованиями установлено, что с повышением уровня спортивно-технической подготовки команды растет значение формальных, деловых связей между спортсменами. Это естественно, так как возрастает социальная значимость спортивного результата и отношения между спортсменами подчинены этому результату.
Указанный процесс приводит к росту автономизации команды, команда высокого спортивного ранга превращается во все более замкнутую систему, неохотно допускающую в свой состав новых спортсменов. В такой команде со сложившимися межгрупповыми связями любое ее переукомплектование или пополнение наталкивается на скрытое или явное сопротивление ее членов.
Место спортсмена в структуре команды определяется не только спортивной функцией (нападающий, защитник и т. д.), но и в значительной степени уровнем спортивного результата, показываемым спортсменом, и его личными качествами, среди которых важнейшую роль играют социальная направленность личности, темперамент, структура поведения, внешний вид, общий уровень культуры.
На основе проявления этих качеств в команде среди спортсменов, вне зависимости от их спортивной функции, выделяют такие основные социально-психологические типы: лидер — пользующийся авторитетом у всех или у большинства членов команды; предпочитаемые — спортсмены, имеющие положительные связи с большинством членов команды; непредпочитаемые — имеющие положительные связи с меньшинством членов команды; изолированные — спортсмены, не имеющие положительных связей с другими членами команды.
Наличие лидера в команде — это естественное явление, так как лидер появляется там, где имеются цели, а команда представляет собой целеустремленную систему. Качества лидера считаются в значительной степени врожденными, хотя воспитание и обстоятельства могут стимулировать или подавлять их развитие. Среди лидеров в команде следует различать эмоционального лидера — спортсмена, пользующегося влиянием благодаря своему эмоциональному превосходству, и «делового» — спортсмена, пользующегося влиянием благодаря своему знанию вопросов тренировки, тактики соревнований и т. д. Возможна ситуация, когда в команде имеется несколько лидеров или несколько спортсменов, претендующих на лидерство.
Лидер команды не обязательно является ее капитаном, так как зачастую становится им стихийно, а капитан команды избирается с учетом интересов команды и организации. Кроме того, лидер команды не всегда обладает качествами, предъявляемыми к капитану в отношении его дисциплинированности, манеры поведения и т. п. Наличие нескольких лидеров в команде нежелательно, так как, по мнению ряда авторов (В. Параносич, Л. Лазаревич, 1977), приводит обязательно если не к явному, то к скрытому конфликту, который снижает эффективность управления командой.
Каждый спортсмен в команде занимает определенное место, или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль — это, по сути, предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном поведении. Несоответствие между личностными качествами человека и той ролью, которую он должен выполнять в команде, приводит к эмоциональному напряжению, стрессу.
Причиной этого часто бывает недоучет тренером коммуникативных особенностей спортсмена — способности его к общению — и ориентировка при назначении той или иной роли только на физические данные. Ролевая и статусная (позиционная) определенность имеют исключительно большое значение для эффективной деятельности спортсмена в команде, так как укрепляют его базовые ценностные ориентации, а неопределенность положения расшатывает структуру ценностных ориентаций, способствует формированию противоречивых установок, конформизма, снижает психическую устойчивость, приводит к неврозу (И. Кон, 1967).
Поэтому тренер, работающий с командой, готовящейся к ответственным соревнованиям, должен особое внимание уделять запасным спортсменам, резерву команды, роль и статус которых не всегда достаточно определены.
Эффективность спортивной команды во многом определяется степенью ее групповой совместимости. Различают совместимость физиологическую (функциональную) и социально-психологическую. Физиологическая, или функциональная, совместимость определяется в основном уровнем спортивно-технической подготовки команды, а социально- психологическая — потребностями, интересами и такими личностными качествами спортсменов, как социальная направленность, уровень, культуры, тип высшей нервной деятельности и др.
Если функциональная совместимость оказывает существенное влияние только на «технологию» тренировки или соревнований, то социально-психологическая — на все отношения между спортсменами, в том числе и на тренировочные и соревновательные действия, результативность команды. Психологическая совместимость спортсменов во многом определяет и психологический климат в команде.
В зависимости от уровня психологического климата команда может быть квалифицирована как:
а) сплоченная — спортсмены воспринимаются тренером как единая целеустремленная группа;
б) расчлененная — внутри имеется несколько сплоченных групп, основанных на неформальных связях, а между группами существуют формальные связи;
в) разобщенная — между всеми членами команды существуют только формальные связи.
Естественно, что самой результативной при всех прочих равных условиях будет сплоченная команда, хотя такое ее состояние ввиду психодинамики группы сохранить долго не удается. Команда как социальная группа характеризуется также такими показателями, как ценности, нормы поведения и социальные ожидания. Так, для одной команды занятия спортом важны потому, что дают возможность повысить престиж организации, которую представляет команда, для другой — важнейшим фактором является победа на соревнованиях «во что бы то ни стало», для третьей — сам факт занятий спортом и участия в соревнованиях вне зависимости от результата и т. п.
Ценности в свою очередь определяют нормы поведения спортсменов а команде. Так, в команде, для которой главное — это участие в соревнованиях, от спортсменов можно ожидать несколько иного поведения, чем в команде, для которой ценностью является победа на соревнованиях. Сами ценности в команде формируются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов (возраст спортсменов, уровень спортивного мастерства, социальное окружение команды, жизненный и спортивный опыт, традиции коллектива, уровень воспитательной работы, стиль руководства и личностные качества тренера, жизненная позиция спортсменов и т. д.).
Следует отметить, что ценность — категория для данной команды непостоянная, она может меняться в процессе развития команды. Так, при недостаточном воспитании ценностью в команде станет не престиж организации, а материальные и другие блага, которые связаны с пребыванием в команде.
Важной категорией, характеризующей команду, является система социальных ожиданий — ожидания определенных ролей от ее членов и тренера. Эта система ожиданий формируется, с одной стороны, под влиянием ценностей и норм поведения, а с другой — на основе субъективных качеств спортсмена, на которого направлены эти ожидания. Например, социальное ожидание на лидера команды заключается в том, что команда ждет от него самоотверженности в принятии решений, способности брать на себя ответственность, инициативу в организации действий и т. п. Если лидер не оправдывает этих ожиданий, статус его снижается.
Спортивная команда не является безучастным объектом управления, ее система ценностей, установок и мотиваций оказывает определенное влияние и на тренера. В той или иной степени тренер при управлении спортивной командой должен считаться с этим фактом в применении как системы тренировочных нагрузок, так и того или иного стиля руководства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий