Тактика в футболе проявляется в организации и ведении самой игры. Под организацией игры следует понимать все мероприятия, которые осуществляют перед игрой и в процессе самой игры, чтобы создать оптимальные условия ведения спортивной борьбы. Ведение игры — это действия, которые, выполняет спортсмен для завоевания победы.
Организация и ведение игры — по существу, единое целое. Организация игры составляет основу, на которой строится ведение игры. Поэтому предвидение и планирование организационных мероприятий по тактике должны способствовать такой организации занятия, чтобы футболист мог привыкнуть к специфическим условиям проведения соревнования. Для этого надо провести анализ условий проведения игр, постараться учесть климатические особенности, состояние поля, а также возможности в размещении футболистов, питания и т. п.
При планировании ведения состязания разрабатывают основ ной тактический план ведения игры как всей команды, так отдельных звеньев и игроков.
При планировании тактики ведения игры учитывают возможности своей команды и конкретного соперника, в связи с чем подбирают средства и методы, которые бы позволили противостоять сопернику и даже победить его.
Тактика игры — это не только исполнение замысла и установки тренера. Это в первую очередь творческий поиск каждой игрока, чего нельзя не учитывать при планировании.
Практика показала, что планировать и изучать многоходовые комбинации нет надобности. Создателями таких комбинаций должны быть сами игроки. Но быстрое принятие решения избран ного варианта и его осуществление тренировать нужно.
Тренировка по тактике включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.
М. Д. Товаровский рекомендует следующие разделы теоретической подготовки:
1) изучение игроками общих основ тактики и основных тактических принципов ведения игры всей команды;
2) составление плана игры против будущих соперников;
3) разбор игры.
Практическая часть работы — это упражнения на футбольном поле.
При планировании упражнений по тактике нужно иметь в вид конечную тактическую цель. Не стоит подсказывать футболистам способ решения: они должны сами мыслить на футбольном поле.
Планируя занятия по совершенствованию индивидуальное тактического мастерства, тренер, конечно, должен учитывать не только возможности игрока в тактическом отношении, но и уровень его технической, физической и волевой подготовки.
Можно использовать такую схему определения возможностей игрока:
1. Уровень теоретической подготовки.
2. Правильное тактическое мышление.
3. Быстрота тактического мышления.
4. Умение ориентироваться в сложной игровой обстановке (умение видеть поле).
5. Индивидуальная настройка на тактически правильную игру
6. Техническая оснащенность.
7. Уровень физической подготовки.
8. Уровень волевой подготовки.
В заключение хочется предостеречь от примитивного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса. Все было бы просто, если бы высокие результаты зависели только от методически грамотного составления плана. Но за планом стоит сама тренировка, и, осуществляя план, разумеется, нужно вносить в него соответствующие изменения в зависимости от состояния футболистов и конкретных условий учебно-тренировочного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий