Социально-психологическое воздействие на спортсмена или команду реализуется, как правило, через воспитательную работу тренера, которая является непременной составной частью его деятельности на всех этапах подготовки спортсменов.
Необходимость постоянного проведения воспитательной работы обусловливается тем, что в процессе занятий спортом человек не только овладевает определенными двигательными навыками, развивает физические качества и повышает уровень функциональных возможностей организма, но и происходит его социальное становление как члена общества, приобретение определенных стереотипов поведения. Деятельность тренера, занятия спортом и вся обстановка в спортивном коллективе, команде также оказывает существенное влияние на становление его как личности, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Воспитательная работа со спортсменами должна быть целенаправленной, осуществляться на основе комплексного подхода и проводиться систематически. Основной целью воспитательной работы является формирование гармонически развитой личности.
Воспитательная работа включает в себя два относительно самостоятельных аспекта: идейно-политический и нравственный.
Идейно-политический аспект воспитательной работы со спортсменами предполагает расширение политического кругозора, формирование передового мировоззрения, критического отношения к буржуазной идеологии, воспитание чувства патриотизма.
Нравственный аспект воспитательной работы предполагает формирование у спортсменов определенных норм поведения как в процессе занятий спортом, так и в быту, воспитание трудолюбия, способности к конкретному проявлению чувства патриотизма, умение пожертвовать личными интересами ради интересов коллектива, эстетическое воспитание, воспитание ценностного отношения к занятиям спортом.
Комплексность подхода к воспитательной работе реализуется на основе использования для решения воспитательных задач различных форм воспитательной работы, основными из которых являются практически-действенные, информационные, идейно-политические.
Среди практически-действенных форм воспитательной работы наиболее приемлемыми являются такие:
требования соблюдения высокого уровня дисциплины во
время занятий спортом, соблюдения норм поведения в быту, на работе и т. д.;
привлечение спортсменов к выполнению различных поручений или общественных работ по наладке и ремонту спортивного инвентаря, дежурству по спортивному лагерю и т. д.;
привлечение спортсменов к организации и проведению соревнований и других мероприятий;
инструкторская практика в качестве помощника тренера и др.
Применение этих форм воспитательной работы содействует формированию у спортсмена рациональной структуры поведения, воспитанию трудолюбия, предохраняет от возникновения завышенной самооценки и потребительски-эгоцентристского отношения в коллективе или команде.
Информационно-познавательные формы воспитательной работы со спортсменами предполагают:
изучение и обсуждение публикаций по вопросам развития спорта, его общественного и политического значения, проблемам современного спорта;
просмотр и обсуждение художественных кинофильмов, или телепередач, в которых затрагиваются социально-политические или нравственные проблемы, а также кинофиль¬мов и телепередач на спортивную тематику;
коллективное обсуждение произведений художественной литературы, посещение художественных и других музеев;
проведение бесед о здоровом образе жизни, нормах поведения, вреде курения и алкоголя, просмотр учебных кинофильмов на эту тему или обсуждение статей по этой проблеме;
посещение лекций по различным проблемам спортивной тренировки, социально-психологическим и воспитательным проблемам в спорте.
Применение этих форм воспитательной работы расширяет кругозор спортсмена, содействует формированию правильного представления о месте спорта в социалистическом образе жизни, нравственных нормах поведения, формированию системы социальных и духовных ценностей.
Идейно-политические формы воспитательной работы реализуются путем:
проведения политинформаций, обсуждения постановлений государства по вопросам развития физической культуры и спорта, развития народного хозяйства страны;
участия в парадах, массовых праздниках, мемориалах, торжественных открытиях и закрытиях соревнований;
встреч с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда и спорта.
Использовать указанные формы воспитательной работы нужно с учетом возраста спортсменов, периодов и этапов их спортивной подготовки при обязательном сочетании практически-действенных, информацинно-познавательных и идейно-политических форм.
Естественно, что общий эффект воспитательной работы не отделим от личности тренера, его поведения, образа жизни, системы взглядов и ценностей. Поэтому одной из важнейших предпосылок воспитательной работы со спортсменами является наличие у тренера положительной социальной ориентации, достаточно широкого и прочного общего образования и политического кругозора, глубокого понимания задач советского спорта, рациональной структуры поведения, а также постоянного соблюдения им норм социалистического образа жизни.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить