Физические качества являются фундаментом, на котором строятся все остальные виды подготовки футболиста. В футболе физические качества не проявляются изолированно, а всегда в комплексе. Тем не менее оптимальное развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости требует отдельного подхода к воспитанию каждого качества. И в зависимости от того, какой период, этап имеется в виду, уделяется больше внимания воспитанию того или иного качества.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) служит главным образом для создания общей базы футболиста и является одним из средств, применяемых в период активного отдыха. В основном это такие упражнения, которые по характеру нервно-мышечных усилий соответствуют игре в футбол.
Специальная физическая подготовка (СФП) служит для создания специального фундамента. Этому служат такие упражнения, которые соответствуют игре в футбол не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Эти упражнения также развивают ту группу мышц, которая наиболее необходима для игры.
Годовой цикл тренировки для высокотренированных футболистов состоит из 40% ОФП и 60% СФП. В подготовительном периоде, и особенно на первом его этапе, главное внимание уделяется воспитанию общих физических качеств, а в соревновательном — специальных. В подготовительном периоде планируется 60% на ОФП и 40% на СФП, а в соревновательном, наоборот,— на ОФП 40%, а на СФП 60%. Но это, повторяем, только общие закономерности, и тренер вправе вносить соответствующие коррективы в план в зависимости от состояния и возможностей каждого игрока и команды в целом.
Схема распределения ОФП и СФП в годичном цикле для взрослых хорошо тренированных спортсменов представлена в табл. 2.
Ниже рассказывается о планировании отдельных физических качеств в годовом цикле тренировки.
Выносливость
Выносливость — это способность противостоять утомлению. Различают общую и специальную выносливость. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные (дыхательные), а специальной — анаэробные (бескислородные) энергетические возможности организма.
Основное внимание воспитанию общей выносливости отводится в подготовительном периоде, и особенно на первом его этапе. Обычно упражнения для воспитания общей выносливости планируются на вторую половину недельного цикла. На первом этапе подготовительного периода планируется как минимум два занятия в неделю, а на втором этапе подготовительного периода и в соревновательном периоде для поддержания общей выносливости — одно занятие в две недели.
Иногда можно наблюдать, что в соревновательном периоде совершенно не уделяется внимания поддержанию достигнутого уровня общей выносливости, а ведь общая выносливость является базой для специальной выносливости. Будет падать общая выносливость, будут снижаться возможности и специальной выносливости. Об этом всегда следует помнить тренеру и спортсмену и в соревновательном периоде планировать занятия так, чтобы поддерживать общую выносливость на необходимом уровне. Для воспитания общей выносливости обычно применяется равномерный метод. При этом спортсмен выполняет различные физические упражнения (кросс, плавание, гребля, велосипед, лыжи) в равномерном темпе с интенсивностью 75—80% от максимальной. Частота пульса— 140—160 ударов в минуту. Но иногда применяется и интервальный метод, когда упражнение выполняется с более высокой интенсивностью при пульсе 165—180 ударов в минуту. Продолжительность серии упражнений — 25 мин., интервал отдыха в сериях — 30—45 сек. (понижение пульса до 120—130 ударов в минуту), между сериями — 5—6 мин. Применять следует не более 2— 3 серий упражнений в одном занятии. Затем приступают к выработке специальной выносливости. Для этого так планируют выполнение упражнений, чтобы они длились не более 2 мин. с интенсивностью 85—90% от максимально возможной. Это — бег от 400 до 800 м, плавание от 50 до 100 м (отдых от одного упражнения до другого 5—7 мин., в одно занятие надо включать не более 3— 5 повторений). Затем планируются такие упражнения, продолжительность выполнения которых не превышает 8—10 сек. при предельной интенсивности. Отдых от одного упражнения до другого 35—40 сек., в каждую серию включается 8—12 упражнений, отдых между сериями 5—8 мин. В одно занятие включается не более 3—4 серий. Иногда между сериями планируют так называемые сближающиеся интервалы отдыха. Между первой и второй сериями отдых 6 мин., между второй и третьей попытками — 4 мин., а между третьей и четвертой — 2 мин. Такая последовательность наиболее целесообразна.
Быстрота
Быстрота — это способность выполнять то или иное упражнение в кратчайшее время.
Различают обычно три основные формы проявления общей быстроты:
1. Быстрота двигательной реакции.
2. Быстрота одиночного сокращения.
3. Темп движений.
Быстрота двигательной реакции складывается из простой и сложной реакций. Простая реакция — это такая реакция, когда на заранее обусловленный сигнал организм спортсмена отвечает заранее обусловленным действием. Например, футболист должен сделать рывок и ударить по мячу, как только он покажется в поле зрения. Сложная реакция — это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Эта реакция особенно важна в футболе. От нее зависит умение быстро оценить обстановку, принять соответствующее решение и выполнить его. Быстрота одиночного сокращения зависит также и от силы сокращения. Темп движений зависит от способности спортсмена быстро «включать» соответствующие мышцы и уметь быстро расслабляться.
Все эти три формы быстроты движения не зависят друг от друга. У футболиста, к примеру, могут быть отличная двигательная реакция и недостаточный темп движений, и наоборот. Поэтому тренер и спортсмен должны учитывать рациональные средства и методы для воспитания всех форм проявления быстроты. Особенно следует уделить внимание воспитанию быстроты двигательной реакции и сокращения времени латентного (скрытого) периода как простой, так и сложной двигательной реакции. С этой целью в тренировку включаются не только пробегание с максимальной быстротой коротких отрезков, но и различные упражнения на внезапно появившийся мяч, на решение определенных двигательных задач в игровой и соревновательной обстановке.
Упражнения для воспитания быстроты обычно планируют на первую половину недельного цикла подготовительного периода и тогда, когда организм отдохнул, восстановился от предыдущей работы в соревновательном периоде. Некоторые специалисты рекомендуют последующие упражнения для воспитания быстроты выполнять при восстановлении пульса до 120 и меньше ударов в минуту. Упражнения для воспитания быстроты рекомендуется планировать во все периоды годового цикла. Но особенно много времени развитию этого качества уделяется на втором (весеннем) этапе подготовительного и в начале соревновательного периодов.
Сила
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Различают относительную силу и абсолютную силу. Относительная сила — это величина силы, приходящаяся на один килограмм веса спортсмена. Абсолютная сила — это сила всей мышечной массы, которую спортсмен развивает при максимальном усилии. Очень важно в футболе воспитывать и силовую выносливость, т. е. способность долго и много раз подряд выполнять упражнение, не снижая мышечного усилия. В футболе обычно сила проявляется в движении. Это так называемая «динамическая сила».
На первом этапе подготовительного периода много внимания уделяется развитию силовой выносливости. Планируется обычно поднятие отягощений небольшого веса, но предельное количество раз. Вес отягощения не превышает 30—35% от максимального, спортсмен выполняет упражнение предельно возможное число раз в одной серии, затем отдых 3—5 мин. и следующая серия. В одном занятии рекомендуется не более 3—4 серий. На втором этапе подготовительного периода выполняется упражнение для максимальной силы и особенно «взрывной» силы. Для этого планируется поднятие максимальных весов (1—2 подхода в одном занятии) и выполнение упражнения с максимально возможной быстротой.
В соревновательном периоде больше времени отводится различным ударам по мячу с максимально возможной силой и быстротой. Нельзя забывать и о поддержании силовой выносливости и «взрывной» силы. С этой целью хотя бы раз в 10—15 дней выполняются упражнения для воспитания силовой выносливости и «взрывной» силы.
Упражнения для развития абсолютной и «взрывной» силы планируются на первую половину недельного цикла тренировки, а упражнения для развития силовой выносливости — на вторую половину. Полезно после упражнений для воспитания силы выполнять упражнения на расслабление типа различных висов. Особое внимание следует уделить развитию силы мышц нижних конечностей и мышц брюшного пресса. Некоторые тренеры считают, что не следует работать над воспитанием силы, которая «закрепощает» мышцы футболиста и нарушает координацию движений. На наш взгляд, такое мнение ничем не оправдано. Дело только в том, чтобы разумно планировать упражнения для напряжения и расслабления мышц.
Ловкость
Ловкость — это способность быстро осваивать новые движения и успешно, координирование действовать в различных условиях.
Надо планировать как можно больше различных новых упражнений. Использование их позволит воспитать у футболистов способность быстро осваивать новые движения. В занятии полезно использовать различные подвижные и спортивные игры (баскетбол и волейбол с игрой не только руками, но и головой и ногами). Применяют также упражнения акробатики и гимнастики. В начале подготовительного периода при планировании средств, обеспечивающих воспитание ловкости, много внимания уделяется различным упражнениям, не специфичным для футбола. Во второй половине подготовительного периода, и особенно в соревновательном периоде, львиная доля упражнений носит уже чисто футбольный характер (различные игры с футбольным мячом, совершенствование техники игры с внешними сбивающими факторами).
Воспитание ловкости — это, по сути дела, совершенствование техники игры в футбол. Здесь требуются повышенное внимание и точность движений. Упражнения, направленные на развитие ловкости, целесообразнее включать в первую половину недельного цикла. Периодически, однако, планируются эти упражнения и в конце недельного цикла, для того чтобы организм адаптировался к усталости и упражнения, несмотря на усталость, выполнялись бы точно и координирование. Много внимания надо уделять и разумному расслаблению мышц.
При планировании работы по воспитанию физических качеств надо учитывать и индивидуальные особенности, физического развития футболиста. Допустим, у одного спортсмена хорошо развита сила мышц, но он недостаточно вынослив и координирован. В таком случае в индивидуальном плане предусматривают средства и методы устранения этих недостатков.
В конце каждого этапа тренировки планируют выполнение контрольных упражнений, чтобы определить степень развития физических качеств. С этой целью можно рекомендовать контрольные нормативы для подготовленных, высоко тренированных спортсменов, предложенные Ю. Морозовым (табл, 3 и 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий