Весь процесс функционирования человеческого организма происходит во взаимодействии с внешней средой, особенностью которой является многофакторность. Многочисленные факторы среды, которые воздействуют на человека, можно подразделить на две группы (В. А. Друзь, 1976).
Первая группа — факторы, к которым у человека выработались особые приспособительные механизмы и которые претерпевают значительные изменения. К ним относятся:
а) факторы физической и химической среды, например изменение физической нагрузки, температуры окружающей среды, степени освещенности и т. д.;
б) факторы социальные, определяемые социальным окружением человека (например, состав членов семьи, изменение их поведения, состав и изменение поведения членов команды и т. д.).
Вторая группа — факторы, к действию которых у человека не выработалось определенных механизмов, но которые отличаются относительным постоянством. К ним относятся, например, магнитное поле земли, уровень естественной радиации,гравитация и т. п.
В процессе жизнедеятельности и взаимодействия с внешней средой человек должен постоянно приспосабливаться к этой среде. Возможность приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, или адаптация, является важнейшим свойством всех живых организмов. Благодаря адаптации человеческий организм может достаточно эффективно функционировать при изменении климата, температуры, интенсивности физической деятельности, режима жизни и питания, а также социального окружения.
Целью адаптации является повышение эффективности деятельности организма при изменении условий внешней среды.
Сущность процессов адаптации заключается в том, что под воздействием внешней среды в организме происходят приспособительные изменения, в результате которых реакция на один и тот же раздражитель со временем ослабляется. Явление адаптации играет исключительную роль в процессе тренировки, так как позволяет спортсмену по мере роста спортивного стажа переносить все большие по объему и интенсивности нагрузки и показывать все более высокие результаты. Адаптивные процессы в организме спортсмена осуществляются под воздействием тренировочных нагрузок в таких направлениях:
1) совершенствования координации движений, что выражается в овладении техникой вида спорта;
2) изменения структуры органов и тканей, что выражается в гипертрофии органов, изменении структуры мышц (при этом характер спортивной деятельности оказывает существенное влияние на эти изменения);
3) повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма, в результате чего уменьшается ответная реакция организма на нагрузку и возрастает уровень нагрузки, которую может переносить организм;
4) укрепления функциональных связей между органами и системами организма, в результате чего повышается устойчивость организма к нагрузке, а также приспособляемость организма к изменению этой нагрузки;
5) психической адаптации к условиям спортивной деятельности, что проявляется в росте психической устойчивости к тренировочным нагрузкам и соревновательным стресс-факторам.
Все эти изменения приводят к тому, что сила тренирующего воздействия упражнений снижается, падает эффективность тренировки. Поэтому с ростом спортивного мастерства спортсмены, чтобы достичь необходимых сдвигов в функциях организма, должны прежде всего наращивать объем тренировочной нагрузки, а также повышать ее интенсивность.
Для процесса адаптации характерно также уменьшение широты воздействия тренировочных нагрузок. Например, если при тренировке начинающих спортсменов равномерным методом будут достигнуты сдвиги в организме почти по всем показателям — улучшится техника, повысится уровень развития выносливости, силы и быстроты, то при тренировке разрядников таким методом сдвиги будут меньше. Постепенно применяемый метод тренировки становится малоэффективным, что вызвано явлением адаптации.
Закономерна связь между видом применяемых упражнений и характером адаптации: чем шире комплекс тренировочных средств, тем разностороннее адаптация, но тем ниже уровень адаптации по отдельно взятому показателю. Сужение средств воздействия приводит к сужению диапазона адаптации, но зато степень последней по отдельно взятому показателю будет более высокой. Например, использование средств общей физической подготовки приведет к широкой адаптации в различных видах спортивной деятельности (игры, бег, плавание), но может не дать достаточно высокого уровня адаптации в избранном виде спорта. В результате спортсмен не покажет наилучший для него результат.
Соотношение между разносторонней и специализированной подготовкой в спорте является одним из важнейших вопросов, так как отражает диалектическое противоречие между широкой и односторонней адаптацией.
Опыт подготовки ведущих спортсменов показывает, что процесс многолетней тренировки должен быть построен с учетом специфики вида спорта и осуществляться в такой последовательности:
1) адаптация за счет формирования специфических комплексов ощущений и рациональной двигательной координации;
2) повышение функций наиболее важных систем организма — укрепление функциональных связей внутри организма и между организмом и средой;
3) повышение функциональных возможностей отстающих систем.
Процесс адаптации к спортивной деятельности — это длительный многолетний процесс, охватывающий в среднем 8—9 лет, и форсирование его приводит, как правило, к срыву всей подготовки спортсмена, застою в росте результатов и преждевременному уходу из спорта.
Одним из свойств живых организмов является их стремление сохранить в равновесии (гомеостатическом) состоянии в биологически допустимых пределах жизненно важные показатели внутренней среды, к которым относятся температура тела, уровень содержания кислорода в крови, энергетический баланс организма. Если такое равновесие нарушается, то автоматически включаются защитные механизмы, призванные восстановить равновесие. Например, при снижении температуры тела ниже 36 °С уменьшается приток крови к коже, усиливаются окислительные процессы внутри организма, а повышение температуры тела свыше 38 °С вызывает усиление притока крови и потоотделения.
Снижение уровня кислорода в крови сопровождается увеличением частоты и глубины дыхания, учащением пульса. Если этого для восстановления равновесия недостаточно, то срабатывают другие механизмы регуляции: надпочечники выбрасывают в кровь гормон адреналин, печень выделяет глюкозу, селезенка — эритроциты, т. е. происходят функциональные сдвиги во многих системах организма с целью восстановить нарушившееся внутреннее равновесие.
Г. Селье, проведя многочисленные исследования на животных, отметил, что указанные сдвиги в организме наступают вне зависимости от природы факторов, воздействующих на организм,— физических, химических, биологических и др. Такое состояние Г. Селье назвал стрессовым, а неспецифическую реакцию на воздействие — общим адаптационным синдромом. Стрессовое состояние длится до тех пор, пока не будет восстановлен внутренний баланс между жизненно важными для организма показателями.
В спорте стрессовое состояние наблюдается всякий раз, когда спортсмен подвергается физическим или эмоциональным нагрузкам, и сохраняется некоторое время в период восстановления после этих нагрузок, до тех пор, пока функции организма не возвратятся к исходному уровню.
Проблема стресса в спорте является одной из актуальнейших, так как спортивная деятельность теснейшим образом связана со стрессом и вне стресса спорта быть не может. Вместе с тем понятие «стресс» из наиболее общего понятия как феномена напряжения получило в процессе исследования некоторую конкретизацию. В настоящее время выделяют эвстресс — положительный стресс, когда ВОЗ действие на организм по силе и продолжительности не превышает допустимые пределы и само воздействие имеет не столько отрицательное, сколько положительное, тренирующее значение. Другое понятие — дистресс — означает, что воздействие носит отрицательный характер и может привести или привело к отрицательным последствиям: истощению энергии, перетренировке, функциональным отклонениям.
Все многочисленные факторы, вызывающие стресс, могут быть подразделены на три группы (Б. А. Вяткин, 1978):
сочетание трудностей и высокой степени мотивации к достижению поставленных целей. Эти трудности могут быть объективного (тренировочные нагрузки и т. д.) и субъективного (личностные отношения) характера;
психодинамические и нейродинамические свойства Личности. При одной и той же силе воздействия спортсмены, обладающие повышенной тревожностью, несомненно, будут больше подвергаться стрессу;
психофизиологическое состояние спортсмена в момент действия стресс-фактора, например, неблагоприятные вегетативные сдвиги в организме в связи с перенесенным заболеванием или какой-либо травмой, ухудшение качественных и количественных показателей деятельности.
Согласно Селье, при приспособлении к нагрузкам организм проходит три стадии адаптации: 1) тревоги; 2) резистентности; 3) истощения.
Стадия тревоги характеризуется тем, что приспособление к нагрузке еще не наступило, происходит включение защитных сил организма. При тренировке эта стадия наблюдается в самом начале интенсивной работы, когда увеличиваются частота и глубина дыхания, повышаются частота пульса и артериального давления, выделяются в кровь глюкоза и адреналин. В результате этих изменений наступает непродолжительная адаптация к нагрузке.
В стадии резистентности приспособление уже достигнуто за счет включения защитных механизмов и изменения функции отдельных органов и систем. Частота пульса дыхания, а также выделение в кровь гормонов оптимизируются в связи с предъявленной нагрузкой. При многократном повторении нагрузок происходят адаптивные изменения в органах, повышающие их функцию. Урежается в покое ЧСС, увеличивается сила одиночного сокращения сердца, растет число функционирующих капилляров в мышцах, улучшается функция надпочечников и т. д. Возникает так называемое состояние длительной адаптации к нагрузкам.
Стадия истощения наступает в том случае, когда продолжительность стрессового воздействия превышает защитные возможности организма. Длительное нарушение равновесия в организме приводит к ослаблению гормональной функции надпочечников. Снижается способность организма к адаптации, к нагрузке. Если воздействие на организм продолжается, то происходит уменьшение числа лимфоцитов в крови, сморщивание лимфатической ткани. Для этой стадии характерны рассогласование функции отдельных органов и систем, нарушение тонких механизмов координации движений (потеря чувства темпа, ритма), нежелание выполнять интенсивную работу, плохая приспособляемость при работе в команде.
Стадия истощения может наступать у спортсмена не только в связи с превышением допустимого объема тренировочных нагрузок, но и в связи с возникновением стрессовых ситуаций на работе, в учебе, в быту, так как на адаптацию к каждой из них спортсмен будет затрачивать энергию из «общей копилки». И чем больше он затратит на преодоление различных стрессовых ситуаций, не связанных с тренировкой, тем меньше энергии останется у него для того, чтобы противостоять тренировочным нагрузкам. Отсюда становится бесспорной важность соблюдения режима и хорошей организации отдыха при интенсивных тренировках.
В процессе многолетней тренировки спортсмен неоднократно сталкивается с различными стрессовыми ситуациями (при напряженных повторяющихся тренировках, на длительных тренировочных сборах, на отборочных и других соревнованиях) и часто к физическому стрессу (нагрузке) добавляется психический стресс, вызываемый чувством ответственности перед командой, неуверенностью в достижении успеха и особенно поражением на соревнованиях. Преодоление этих стрессовых ситуаций неизбежно ведет к расходованию антистрессовой энергии, и постепенно ресурсы организма могут исчерпаться. В этом случае прекращается рост индивидуальных результатов, ослабевает психическая устойчивость, нарастает внутренняя напряженность, что приводит к дистрессу (стойкому стрессу). Именно такое психическое состояние спортсмена, вызванное невозможностью достичь поставленной перед собой цели или удержать завоеванное место, часто является причиной ухода из спорта.
Следует отметить, что форсирование тренировки (что иногда встречается при подготовке молодых одаренных спортсменов) влечет за собой преждевременное расходование антистрессовой энергии и прекращение роста спортивных результатов, когда спортсмен не достиг полного расцвета сил. Согласно современным представлениям о стрессе, адаптационная энергия не лежит на поверхности, а каждый раз по мере надобности подается из «шахты» (И. Хорол, 1975). Если мы заставляем энергетическую «шахту» работать в сверхкритическом режиме, то хотя временно и получаем дополнительные порции энергии, но зато преждевременно истощаем ее запасы и ослабляем устойчивость организма против нагрузок и заболеваний.
Реакция на стресс-факторы — явление сугубо индивидуальное, и поэтому одна и та же стрессовая ситуация у разных спортсменов может приводить к различным результатам. Например, у спортсменов с сильной и уравновешенной нервной системой высокий соревновательный стресс стимулирует активность, у лиц же со слабой нервной системой он дезорганизует их деятельность. Для первых оптимальным уровнем стресса являются соревнования. Для спортсменов с сильной, но неуравновешенной нервной системой оптимум стресса находится на уровне спаринга, со слабой — на уровне тренировочных занятий (М. М. Чекиров, 1974).
Переход стресса в дистресс во многом обусловливается индивидуальными особенностями, такими как предрасположенность к тревожности, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, что вообще присуще слабому типу высшей нервной деятельности.
Из сказанного вытекает одна из важнейших задач многолетней тренировки — такая организация всего тренировочного процесса, чтобы сохранить запас адаптационной энергии спортсмена на период, когда он достигает наивысшего расцвета физических и духовных сил. В этом заключается одна из особенностей искусства тренера. Непременным условием эффективной подготовки является также индивидуальный подход к спортсмену с учетом не только его антропометрических функциональных и других данных, но также и типа высшей нервной деятельности, темперамента, определяющего стратегию подготовки.
психодинамические и нейродинамические свойства Личности. При одной и той же силе воздействия спортсмены, обладающие повышенной тревожностью, несомненно, будут больше подвергаться стрессу;
психофизиологическое состояние спортсмена в момент действия стресс-фактора, например, неблагоприятные вегетативные сдвиги в организме в связи с перенесенным заболеванием или какой-либо травмой, ухудшение качественных и количественных показателей деятельности.
Согласно Селье, при приспособлении к нагрузкам организм проходит три стадии адаптации: 1) тревоги; 2) резистентности; 3) истощения.
Стадия тревоги характеризуется тем, что приспособление к нагрузке еще не наступило, происходит включение защитных сил организма. При тренировке эта стадия наблюдается в самом начале интенсивной работы, когда увеличиваются частота и глубина дыхания, повышаются частота пульса и артериального давления, выделяются в кровь глюкоза и адреналин. В результате этих изменений наступает непродолжительная адаптация к нагрузке.
В стадии резистентности приспособление уже достигнуто за счет включения защитных механизмов и изменения функции отдельных органов и систем. Частота пульса дыхания, а также выделение в кровь гормонов оптимизируются в связи с предъявленной нагрузкой. При многократном повторении нагрузок происходят адаптивные изменения в органах, повышающие их функцию. Урежается в покое ЧСС, увеличивается сила одиночного сокращения сердца, растет число функционирующих капилляров в мышцах, улучшается функция надпочечников и т. д. Возникает так называемое состояние длительной адаптации к нагрузкам.
Стадия истощения наступает в том случае, когда продолжительность стрессового воздействия превышает защитные возможности организма. Длительное нарушение равновесия в организме приводит к ослаблению гормональной функции надпочечников. Снижается способность организма к адаптации, к нагрузке. Если воздействие на организм продолжается, то происходит уменьшение числа лимфоцитов в крови, сморщивание лимфатической ткани. Для этой стадии характерны рассогласование функции отдельных органов и систем, нарушение тонких механизмов координации движений (потеря чувства темпа, ритма), нежелание выполнять интенсивную работу, плохая приспособляемость при работе в команде.
Стадия истощения может наступать у спортсмена не только в связи с превышением допустимого объема тренировочных нагрузок, но и в связи с возникновением стрессовых ситуаций на работе, в учебе, в быту, так как на адаптацию к каждой из них спортсмен будет затрачивать энергию из «общей копилки». И чем больше он затратит на преодоление различных стрессовых ситуаций, не связанных с тренировкой, тем меньше энергии останется у него для того, чтобы противостоять тренировочным нагрузкам. Отсюда становится бесспорной важность соблюдения режима и хорошей организации отдыха при интенсивных тренировках.
В процессе многолетней тренировки спортсмен неоднократно сталкивается с различными стрессовыми ситуациями (при напряженных повторяющихся тренировках, на длительных тренировочных сборах, на отборочных и других соревнованиях) и часто к физическому стрессу (нагрузке) добавляется психический стресс, вызываемый чувством ответственности перед командой, неуверенностью в достижении успеха и особенно поражением на соревнованиях. Преодоление этих стрессовых ситуаций неизбежно ведет к расходованию антистрессовой энергии, и постепенно ресурсы организма могут исчерпаться. В этом случае прекращается рост индивидуальных результатов, ослабевает психическая устойчивость, нарастает внутренняя напряженность, что приводит к дистрессу (стойкому стрессу). Именно такое психическое состояние спортсмена, вызванное невозможностью достичь поставленной перед собой цели или удержать завоеванное место, часто является причиной ухода из спорта.
Следует отметить, что форсирование тренировки (что иногда встречается при подготовке молодых одаренных спортсменов) влечет за собой преждевременное расходование антистрессовой энергии и прекращение роста спортивных результатов, когда спортсмен не достиг полного расцвета сил. Согласно современным представлениям о стрессе, адаптационная энергия не лежит на поверхности, а каждый раз по мере надобности подается из «шахты» (И. Хорол, 1975). Если мы заставляем энергетическую «шахту» работать в сверхкритическом режиме, то хотя временно и получаем дополнительные порции энергии, но зато преждевременно истощаем ее запасы и ослабляем устойчивость организма против нагрузок и заболеваний.
Реакция на стресс-факторы — явление сугубо индивидуальное, и поэтому одна и та же стрессовая ситуация у разных спортсменов может приводить к различным результатам. Например, у спортсменов с сильной и уравновешенной нервной системой высокий соревновательный стресс стимулирует активность, у лиц же со слабой нервной системой он дезорганизует их деятельность. Для первых оптимальным уровнем стресса являются соревнования. Для спортсменов с сильной, но неуравновешенной нервной системой оптимум стресса находится на уровне спаринга, со слабой — на уровне тренировочных занятий (М. М. Чекиров, 1974).
Переход стресса в дистресс во многом обусловливается индивидуальными особенностями, такими как предрасположенность к тревожности, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, что вообще присуще слабому типу высшей нервной деятельности.
Из сказанного вытекает одна из важнейших задач многолетней тренировки — такая организация всего тренировочного процесса, чтобы сохранить запас адаптационной энергии спортсмена на период, когда он достигает наивысшего расцвета физических и духовных сил. В этом заключается одна из особенностей искусства тренера. Непременным условием эффективной подготовки является также индивидуальный подход к спортсмену с учетом не только его антропометрических функциональных и других данных, но также и типа высшей нервной деятельности, темперамента, определяющего стратегию подготовки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий