По выражению В. Г. Афанасьева (1977), «человек играет решающую роль в структуре, внутренней организации любой системы социального порядка».
В спорте личность спортсмена как объект управленческой деятельности тренера также интересовал многих специалистов, которые в той или иной степени освещали вопросы спортивной подготовки. Но этот вопрос, как правило, рассматривался с позиций формирования двигательного навыка, развития физических качеств, повышения уровня функциональной, психологической или тактической подготовки, что, естественно, не могло дать достаточно полного представления о личности спортсмена. В последнее время в связи с непрерывным ростом социальной роли спорта спортсмен стал интересовать исследователей также как носитель не только физических, но и духовных, социальных качеств.
Это не случайно, так как только такой подход позволяет эффективно управлять спортивной подготовкой — процессом физического, социального и духовного формирования личности.
Личность, по определению академика Б. Д. Парыгина (1971), есть «интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально- специфическое и индивидуально-неповторимое».
Согласно концепции К. К. Платонова (1971), структура личности спортсмена состоит из четырех основных подструктур.
Первая подструктура — социально обусловленные черты личности определяют личность в целом. Сюда входят такие факторы, как социальная направленность, высшие эстетические, интеллектуальные и моральные качества.
В качестве главного психологического механизма этой подструктуры выступают мотивация в виде стремлений, интересов, целей, объективным источником которых являются потребности.
Вторая подструктура определяется знаниями, навыками, умениями, т. е. уровнем спортивно-технической подготовки.
Третья подструктура включает в себя черты, определяемые особенностями протекания психических процессов как форм отражения реальной действительности: наблюдательности, внимания, тип памяти, настойчивость, решительность, дисциплинированность и др. Качества этой подструктуры определяют не только социальные, но и в значительной степени психологические черты личности.
Четвертая подструктура — это свойства личности, обусловленные биологической структурой, темпераментом.
Наиболее существенными качествами, характеризующими социально-политическую направленность личности, являются:
политическая зрелость, которая выражается в способности дать политическую оценку событиям и действиям;
идейная убежденность, выражающаяся в преданности Родине, Коммунистической партии, идеалам социалистического общества.
широта общего политического кругозора, которая выражается в политической грамотности, знании международной обстановки;
глубокое понимание целей и задач советского спорта, его социально-политического значения в деле воспитания молодежи;
способность спортсмена подчинять личные интересы общественным.
Социально-психологические качества личности характеризуют спортсмена как члена команды, спортивного коллектива, определяют взаимоотношения его с другими спортсменами, а также с тренером. К таким качествам, в частности, можно отнести социальную активность, определяемую силой и характером направленности личности на окружающую среду. В зависимости от этого среди спортсменов можно выделить такие три типа: активные — принимающие активное участие в делах коллектива, команды, стремящиеся как можно лучше решать поставленные перед ними задачи: индифферентные — безразлично относящиеся к общественным задачам; резистентные — постоянно противопоставляющие себя тренеру, команде, группе.
Указанные три типа спортсменов требуют различных методов руководства: активному спортсмену достаточно объяснения задачи и ее важности, индифферентного нужно убеждать в целесообразности действий, к резистентному спортсмену периодически следует применять меры принуждения.
Авторитарность — свойство личности, которое выражается в том, что спортсмен при сотрудничестве стремится подчинить себе других членов команды. В зависимости от степени проявления этого качества спортсмены могут быть подразделены на такие типы: те, кто сотрудничает, только подчинив других себе, сотрудничает на равных условиях и сотрудничает, добровольно подчиняясь.
Экстраверсия — интроверсия, по мнению большинства авторов, отражает легкость (экстраверсия) .или трудность (интроверсия) в общении с другими людьми, легкость или трудность реагирования на внешние ситуации. Большинство спортсменов являются экстравертами, чему способствует специфика спортивной деятельности, основанная на непрерывных межличностных контактах, хотя на самом высоком спортивном уровне могут встречаться тенденции к интроверсии как способу защиты от излишних внешних эмоциональных воздействий.
Целеустремленность — генетически присущее человеку качество, которое выражается в стремлении реализовать «модель потребного будущего» (Н. А. Барнштейн). В спортивной деятельности целеустремленность проявляется в способности формировать отдаленные стратегические цели и идти к их достижению, соблюдая спортивный режим, систематически тренируясь и преодолевая сопротивление соперников. Без наличия ярко выраженной целеустремленности достижение высоких результатов в спорте (и не только в спорте) невозможно.
Большое значение в спортивной деятельности имеет темперамент, под которым понимается совокупность устойчивых индивидуальных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. И. П. Павлов выделил четыре основных ее типа:
1) сильный неуравновешенный (холерик),
2) сильный уравновешенный, подвижный (сангвиник),
3) сильный уравновешенный, малоподвижный (флегматик),
4) слабый (меланхолик).
Как известно, в основе такого деления типов высшей нервной деятельности лежит соотношение между силой и уравновешенностью нервных процессов.
В настоящее время, в отличие от ранее распространенного мнения о зависимости уровня спортивного результата от типа высшей нервной деятельности, считается (Б. А. Вяткин, 1978), что высоких спортивных результатов могут добиться лица с различным темпераментом, но только путь их к этому результату различен с разной затратой времени, сил и энергии. Таким образом, можно говорить о том, что тип высшей нервной деятельности определяет не столько уровень максимального результата, который может достичь спортсмен, сколько собственно динамику спортивной деятельности.
Так, например, темперамент определяет общую работоспособность спортсмена и ее изменение (объем выполняемых тренировочных нагрузок, их чередование, распределение сил на дистанции или тактику борьбы). Тип высшей нервной деятельности оказывает также влияние на динамику овладения спортивными навыками и характер протекания процесса обучения, хотя мало влияет на конечный результат. Так, например, спортсмен-сангвиник овладевает элементами техники значительно быстрее, чем спортсмен-флегматик.
Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип личности — предпочитает очень подвижные виды спорта, которые требуют проявления смелости, решительности, быстроты. Легко овладевает новыми навыками, ориентируется при быстрой смене ситуаций, но не любит длительной работы по шлифовке техники, недостаточно сосредоточен, избегает монотонных тренировок. В соревновательной обстановке результаты обычно повышает, хорошо переносит психическую напряженность, неудачи. Оптимистичен, не агрессивен.
Холерик — сильный, неуравновешенный тип личности, с преобладанием процессов возбуждения — предпочитает эмоциональные и игровые виды спорта с быстрыми, но сравнительно кратковременными движениями. Интерес к выполнению упражнения во многом зависит от внешней реакции посторонних и успешности выполнения упражнения с первого раза. Отличается очень быстрым появлением и таким же быстрым угасанием интереса к упражнению, виду спорта. В условиях соревнований склонен к перевозбуждению, что иногда отрицательно влияет на спортивный результат. Склонен к агрессивности, смене настроений.
Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип личности — медленно овладевает двигательным навыком, но навык при этом устойчив. Отличается устойчивостью к внешним раздражителям, способен длительно и тщательно шлифовать технику или выполнять одни и те же упражнения. Упорен и настойчив в достижении спортивного результата. Соревновательные результаты стабильны, соревновательную ситуацию переносит хорошо.
Механхолик — личность со слабым типом нервной системы, высокоразвитой чувствительностью нервно-мышечного аппарата — обладает способностью к восприятию тонких движений, отличается артистизмом в технике, но плохо устойчив к психическим нагрузкам и к любым внешним раздражителям. В соревновательной обстановке отличается повышенным чувством ответственности, тревожности, что может привести к возникновению состояния «стартовой апатии», отрицательно отражающейся на спортивном результате.
Ряд авторов (Б. А. Вяткин, 1978; Е. А. Калинин, 1979) выделяют еще некоторые качества личности спортсмена, обусловливаемые главным образом свойствами нервной системы (темпераментом) или типом высшей нервной деятельности. К таким качествам относятся:
1. Сенситивность — характеризуется той наименьшей силой внешних раздражителей, на которые реагирует человек. Например, величина или степень удовлетворения потребности достаточная для того, чтобы вызвать радость, степень недостижения цели — чтобы вызвать огорчение, степень физического воздействия — чтобы вызвать ощущение и т. д. Фактически это качество определяет порог раздражительности. Если он слишком высок, то спортсмен плохо приспосабливается к меняющейся ситуации, если слишком низок, то повышенная сенситивность вызывает излишние траты энергии;
2. Волевая активность — характеризуется интенсивностью проявления волевых качеств в сознательной деятельности, связанной с преобладанием трудностей. Проявление волевых качеств — настойчивости, решительности, упорства, смелости, инициативности и самостоятельности при решении трудных задач — имеет в спорте исключительно большое значение, оно необходимо спортсмену постоянно — вначале, чтобы «преодолеть себя», а затем в соревнованиях преодолеть соперников;
3. Эмоциональная устойчивость — является важной характеристикой личности спортсмена, так как позволяет сохранять самоконтроль в условиях большой психической напряженности (соревнований, значительных нагрузок, трудных комбинаций и упражнений, сложных единоборств ит. д.).
Спортсмены с низкой эмоциональной устойчивостью склонны к невротизму, непостоянству, неспособны переносить отрицательные психические воздействия, отличаются неуравновешенностью поведения, уклоняются от принятия ответственных решений, часто действуют импульсивно. Для них характерно чувство «утомления» без значительных физических нагрузок, которое может возникать в результате напряженной ситуации на тренировке, особенно в условиях тренировочного сбора. Такие спортсмены часто нуждаются в помощи спортивного психолога;
4. Тревожность — склонность испытывать неадекватное ситуации чувство опасности, что приводит к возникновению необоснованных отрицательных эмоций, а последнее, в свою очередь, к преждевременному расходованию энергетического потенциала. Часто тревожное состояние появляется в предсоревновательном периоде или накануне ответственных соревнований. Такие спортсмены особенно нуждаются в опеке тренера и в специальных мероприятиях, направленных на уменьшение тревожности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий