Страны с большим населением находятся в лучшем положении при отборе спортсменов. Однако решающим, на наш взгляд, является не численность населения страны, а количество лиц, из которых отбираются сильнейшие. Следовательно, отбор в спортивные школы был бы эффективнее при проверке наибольшего количества абитуриентов. К сожалению, в настоящее время мы ориентируемся лишь на тех ребят, которые приходят на приемные испытания. Однако это незначительное число детей данного возраста (9—11 лет).
Число 6—18-летних ребят в нашей стране достигает 1,5 млн., из них меньше 50%, примерно 700 тыс., мальчики (в каждой возрастной группе примерно по 55—60 тыс.). Согласно имеющимся данным, в спортивных соревнованиях принимает участие примерно 50% лиц одного года рождения.
Если принять во внимание, что многие живут в такой местности, где тренировки почти невозможны или очень ограничены, а часть ребят по своим данным более подходят для занятий другими видами спорта, то число тех, кого можно привлечь к футболу, уменьшается. Из статистических данных видно, Что при отборе можно рассчитывать на сравнительно небольшое число мальчиков. И если он еще будет плохо организован, то число принятых в спортивную школу наиболее способных к футболу детей еще больше уменьшится.
Как уже говорилось, в настоящее время детей зачисляют в спортивные школы на основе приемных испытаний. Спортивная школа обычно старается охватить тех, кто живет поблизости, в радиусе ее влияния. Однако до сих пор еще не удавалось привлекать всех детей на приемные испытания, спортшкол, чтобы производить отбор из наибольшего количества. Следовательно, в области организации отбора нужно еще многое сделать. При этом в первую очередь нужно исходить из того, что 6—14-летние дети посещают общеобразовательную школу. Отбор поэтому должен происходить главным образом в школе. С этой целью нужно условно поделить страну на участки. Самую маленькую отборочную единицу должны представлять начальные школы. Отсюда надо идти дальше. В Будапеште есть районы, в стране—города, округа, уезды, области. Они означают следующую ступень отбора.
Первой фазой в отборочной работе могут быть ежегодные соревнования между одногодками, проводимые в школах. Дети, показавшие лучшие результаты, отправляются на районные соревнования, а затем при последовательном отборе наиболее способных посылают на уездные, областные и общегосударственные соревнования.
Отобранные таким образом дети попадают в местные спортивные школы. Сюда же поступают и ребята, занимающиеся в дворовых командах.
Процесс приобщения детей к футболу пока еще далек от совершенства. Как правило, те, кто приходит в спортивные школы на отборочные испытания, не имеют соответствующей специальной подготовки. Такую подготовку следовало бы начинать в начальной школе. Прием в спортивные школы заканчивается обычно в 10— 1-летнем, возрасте. Опыт же подтверждает, что вследствие неравномерного физического развития способные дети даже более старшего возраста могут заняться футболом.
К организационным вопросам нельзя относиться кое-как. При организации отбора, охватывающей всю страну, он мог бы стать гораздо эффективнее.
Ниже мы рассмотрим систему отбора в секции футбола Центральной и Дебреценской городской спортивных школ. В условиях отбора этих двух школ много общего, почти схожие тесты, на основе которых идет отсев, проверка физических качеств и технических знаний. В других спортивных школах тоже есть свои начинания, но мы их здесь не рассматриваем.
Отбор в Центральной спортивной школе
В Центральной спортивной школе отбор идет среди ребят 10—18 лет на основе установленных нормативов. Результаты исследований дают всеобъемлющую картину развития воспитанника и являются опорной точкой отбора.
В процессе отбора существуют следующие важнейшие периоды:
I. Вступительные испытания (проводятся ежегодно в апреле среди детей 9—11 лет в недельный срок).
Для детей, принятых на приемных экзаменах на трехмесячный испытательный срок и прошедших за это время определенный курс тренировок, проводятся повторные испытания.
II. Обследования, проводимые два раза в год среди ребят, окончательно принятых в школу. Здесь на основе достигнутых результатов происходят распределение по группам и в порядке очередности отбор и отсев. (Надо отметить, что мы принимаем в школу и со стороны. Например, мальчику 12, 14 или 15 лет, желающему поступить в школу, устраиваем проверку и, если он подходит, принимаем. Это, однако, происходит сравнительно редко.)
III. Распределение детей, достигших наилучших результатов, в сборные команды (по возрастным группам) на основе тестов.
Материалы приемных испытаний
1. Установление пригодности к занятиям футболом по физиологическим данным (врачебный осмотр).
2. Учет антропометрических данных (прежде всего принимается во внимание рост).
3. Учет физических данных:
бег на 30 м;
прыжок в длину с места (учитывается лучшая из трех попыток) .
метание набивного мяча весом 2 кг (учитывается лучшая из трех попыток).
4. Проверка технической подготовленности:
жонглирование мячом (прикосновение мяча к коленке или голове тоже идет в счет);
ведение мяча между препятствиями с последующим ударом по воротам (три попытки наиболее развитой ногой оцениваются по трехбалльной системе); проверка готовности к игре.
За каждое испытание поступающие получают определенные очки.
Перед приемными испытаниями надо заранее подготовить специальную анкету, которая должна помочь в дальнейшем быстрейшему подведению итогов. Заключительные результаты проверки во время вступительных испытаний записывают в анкету, рядом указывают количество очков за соответствующее упражнение, а потом суммируют.
Повторная проверка после пробных тренировок
Приемная анкета состоит из двух частей. В первой отражаются данные приемных испытаний и соответствующие очки. В нижней части анкеты фиксируются результаты после трех месяцев тренировки.
Исследования, проводимые после испытательного срока, во многом тождественны приемным испытаниям. Различия имеются лишь в проверке техники игроков, ведь нужно оценивать не одно упражнение, как на приемных испытаниях (ведение мяча, удар по воротам), а три технических элемента.
Учитываются быстрота освоения технических элементов и методы выполнения их. За выполнение того или иного элемента дается не более 3 очков, следовательно воспитанник может получить всего 9 очков. Технические элементы, которые проверяются после трехмесячного испытательного срока, следующие:
удар по движущемуся мячу внутренней частью стопы; остановка летящего в воздухе мяча внутренней частью стопы; игра головой (средней частью лба) вперед.
Разница в очках, полученных в ходе испытательного срока и на приемных экзаменах, свидетельствует об уровне развития юного футболиста.
Полученные после испытательного срока очки влияют на решение вопроса о приеме или отсеве воспитанников. Мы придаем исключительно важное значение показателям физического развития и освоения техники.
Дальнейшая проверка и процесс отбора
На ребят, прошедших испытательный срок, мы заводим личный Листок. По нему можно проследить за развитием игрока в течение восьми лет. На основе суммирования данных можно распределить воспитанников по группам, что помогает при дальнейшем отборе. Исследования таких данных мы проводим дважды в год за все время пребывания в спортивной школе (от 11 до 18 лет). Материалы для исследования:
а) медицинский контроль (наблюдение спортивного врача);
б) антропометрические измерения (вес, рост);
в) исследование физических способностей: бег на 30 и 60 м;
прыжок в высоту с места; прыжки в длину с места (для 11 — 13-летних); тройной прыжок с места на одной ноге (для 14—16-летних); пятерной прыжок с места на одной ноге (для 17—18-летних); метание набивного мяча с наклоном туловища вперед (вес мяча для 11 — 13-летних—2 кг, для 14—16-летних — 3 кг, для 17— 18-летних — 5 кг); бег на 400 м;
г) проверка технической готовности: свободная подкидка мяча (11 —12 лет);
подкидка (жонглирование) мяча попеременно обеими ногами (для 13—15-летних);
подкидка мяча ногой, при этом он подкидывается на голову и возвращается обратно, повторный подъем на голову (считается число касаний головой; для 16—18-летних);
удар на дальность по неподвижному мячу более развитой и менее развитой ногой;
ведение мяча между установленными через каждые 5 м препятствиями по 15 м туда и обратно, всего 30 м;
удар с места мячом в круг диаметром 5 м (для 11-летних — с 15 м, для 12-летних — с 18 м, для 13-летних — с 22 м; для 14— 18-летних — подача мяча в движении в центр круга, нарисованного за И-метровой отметкой, как правой, так и левой ногой); оценка усвоения учебной программы за данный год;
д) оценка готовности к игре (уровень усвоения техники и так-тики, умение использовать физические способности и приобретенные знания во время матча);
е) педагогическая, психологическая приспособленность.
Подсчет очков
Исходя из многолетней практики мы разработали в спортивных школах нормативы-стандарты для каждой возрастной группы.
б) антропометрические измерения (вес, рост);
в) исследование физических способностей: бег на 30 и 60 м;
прыжок в высоту с места; прыжки в длину с места (для 11 — 13-летних); тройной прыжок с места на одной ноге (для 14—16-летних); пятерной прыжок с места на одной ноге (для 17—18-летних); метание набивного мяча с наклоном туловища вперед (вес мяча для 11 — 13-летних—2 кг, для 14—16-летних — 3 кг, для 17— 18-летних — 5 кг); бег на 400 м;
г) проверка технической готовности: свободная подкидка мяча (11 —12 лет);
подкидка (жонглирование) мяча попеременно обеими ногами (для 13—15-летних);
подкидка мяча ногой, при этом он подкидывается на голову и возвращается обратно, повторный подъем на голову (считается число касаний головой; для 16—18-летних);
удар на дальность по неподвижному мячу более развитой и менее развитой ногой;
ведение мяча между установленными через каждые 5 м препятствиями по 15 м туда и обратно, всего 30 м;
удар с места мячом в круг диаметром 5 м (для 11-летних — с 15 м, для 12-летних — с 18 м, для 13-летних — с 22 м; для 14— 18-летних — подача мяча в движении в центр круга, нарисованного за И-метровой отметкой, как правой, так и левой ногой); оценка усвоения учебной программы за данный год;
д) оценка готовности к игре (уровень усвоения техники и так-тики, умение использовать физические способности и приобретенные знания во время матча);
е) педагогическая, психологическая приспособленность.
Подсчет очков
Исходя из многолетней практики мы разработали в спортивных школах нормативы-стандарты для каждой возрастной группы.
После проведения исследования результаты упражнений и измерений заносятся в личный листок, записывается разница в очках между личными показателями и стандартными требованиями.
Разница между стандартными требованиями и достигнутыми результатами переводится в очки:
А. Рост (нормативы не устанавливаются) в каждом возрасте оценивается следующими очками: 165 см— 1 очко, 170 — 2, 175 — 3, 180 — 4, 185 см — 5 очков.
удар правой и левой ногой в 5-метровый круг, согласно описанному выше. Выполняется 3 серии по 3 попытки с двух сторон. Каждое попадание мяча в круг означает одно очко;
оценка усвоения наиболее важного материала, пройденного за данный год (от 1 до 5 очков);
оценка готовности к игре: использование технических знаний — 5 очков, тактических — 5 очков, физических способностей — 5 очков.
Г. Педагогическая и психологическая приспособленность не оценивается очками. Общее мнение о ребенке фиксируется категориями: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «слабо».
На основе данных исследования и суммирования очков определяется, какого уровня по отношению к среднему достиг воспитанник в области развития физических способностей, совершенствования техники игры, умения играть.
При дальнейшем суммировании очков, полученных на испытаниях физического совершенствования и за технику игры, устанавливается конечное число очков, на основе которого можно объективнее распределить занимающихся по группам (см. табл. 1).
Данные исследований, количество очков показывают, где, в какой области и в каком возрасте воспитанники добились отличных или соответствующих среднему уровню результатов, где есть отставание, какие имеются недочеты.
Два раза в год в течение восьми лет во время контрольных испытаний мы внимательно следим за игроком. Каждый, кто окончил спортивную школу, поступая в новое спортивное общество и при переподготовке, предъявляет свою личную карточку.
В Центральной спортивной школе исследования ведутся с 1965 года. Этому помогли личные листки , тесты для исследований, выработка стандартов, многолетняя практическая работа и большое количество данных измерений. Конечно, с приобретением дальнейших сведений тесты для испытаний, а также материалы стандартов, вернее их уровень, будут меняться.
В заключение следует сказать, что хотя приемные испытания и данные, свидетельствующие о дальнейшем развитии, дают определенное представление о личности и оказывают большую помощь при очередном отборе, их все же нельзя считать исключительно объективными. Эти данные нужно пополнять последующими наблюдениями за воспитанниками.
Отбор в Дебреценской городской спортивной школе
В период обучения в секции юные футболисты подвергаются испытаниям по физической и технической подготовке (см. табл. 2—12).
Методы оценки I. Общие данные
1. Рост (в см, табл. 4).
2. Бег на 30 м (в сек., табл. 5).
3. Переход из лежачего положения в сидячее в течение 30 сек. (табл. 6).
Лежа на спине, руки вверх. Партнер держит за голеносгопы и плотно прижимает ступни к земле. По сигналу сесть, коснуться плеча партнера, затем лечь на спину. Упражнение надо делать с максимальной скоростью в течение 30 сек.
4. Бросок набивного мяча (в м, табл. 7).
Упражнение выполняется двумя руками над головой.
5. Прыжки в высоту (в см, табл. 8).
Упражнение выполняется из положения стоя у стенки с вытянутыми вверх руками. Результат определяется из разницы в высоте, на которой происходит прикосновение руками к стенке в положении стоя, и в высоте касания после прыжка.
Специальные данные
1. Удар на дальность (в м, табл. 9).
Удар мячом на дальность из положения стоя. Удар в сектор шириной 20 м. 2 серии по 2 удара сильнейшей и слабейшей ногой. При подсчете принимают во внимание лучшие результаты, достигнутые при ударе как сильнейшей, так и слабейшей ногой. Конечный показатель дает средняя оценка двух результатов (например, сильнейшей ногой — 48 м, слабейшей — 32 м, результат удара — 40 м).
2. Удар в цель (число попаданий, табл. 10).
Выполняется по 6 ударов сильнейшей и слабейшей ногой в ворота, поделенные на три равные части. Средняя часть не оценивается. Выполняется внутренней частью подъема так, чтобы мяч пролетел в ворота не касаясь земли, иначе удар не засчитывается. Дальность удара зависит от возраста (1-й курс — с 16,5 м от ворот, 2-й — с 20 м, 3-й — с 25 м, 4-й — с 30 м).
3. Жонглирование мячом (число касаний, табл. 11).
Жонглирование может производиться любой частью ноги (ступня, колено, бедро). Число касаний считается до первого падения мяча на землю.
4. Ведение мяча между 4 препятствиями на расстоянии 33 м (в сек., табл. 12). Ведение мяча надо проводить на боковой линии длиной 16,5 м туда и обратно.
От места старта до 1-го препятствия 4 м, до 2-го — 6 м, до 3-го — 12 м, до 4-го — 16 м.
навыки.
Оценка технического опыта, приобретенного в данном учебном году, происходит следующим образом:
соответствие (2) — приемлемое выполнение технических элементов и наиболее характерных движений, согласно программе обучения;
удовлетворительно (3) — выполнение технических элементов и упражнений на среднем уровне;
хорошо (4) — выполнение технических элементов и упражнений с несущественными ошибками;
отлично (5) — выполнение технических элементов и упражнений безошибочно.
6. Готовность к игре.
Проявляется в умении использовать в игре тактические приемы, знания, приобретенные в данном учебном году. Оценивается так: соответствие (2) — знание основных тактических элементов и применение их в игре; приемлемая готовность к игре;
удовлетворительно (3) — использование основных тактических приемов в игре на среднем уровне; общая готовность к игре;
хорошо (4) — применение тактических элементов в игре на уровне, выше среднего; быстрая оценка ситуации и способность к активным действиям;
отлично (5) — высокий уровень тактической подготовки, умение применять приемы к игре; быстрая ориентировка, способность к активной и мгновенной деятельности.
Испытания проводятся два раза в год (в мае и октябре). Среди 11 групп данных рост игрока не может служить серьезным основанием для «провала». Сумма 10 данных делится на 10, и получается результат обучения воспитанника. На основе этих результатов учащиеся делятся на группы. Тот, кто во время октябрьских испытаний по трем (или больше) пунктам не достиг предписанного уровня, не переводится на следующий курс и, как правило, отчисляется из секции.
Выработанные нами принципы и методы отбора еще подлежат обсуждению и, возможно, спорны. Принципы отбора талантливых футболистов, способных к достижению высокого мастерства, пока еще требуют уточнений. Чтобы объективно ответить на возникающие здесь вопросы, нужны исключительно сложные и длительные испытания. При этом в первую очередь обязательны данные, которые позволяют проследить весь спортивный путь футболиста. Для этой цели предназначены, в частности, и личные листки.
Нужно проверять и обрабатывать данные тех игроков, которые стали мастерами высокого класса. Из результатов исследований таких игроков в детском и юношеском возрасте можно сделать выводы о.том, какие тренировки должны преобладать, какие упражнения наиболее существенны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий